Новости
Кто даст больше?
Сегодня один из первых признаков крупного развивающегося города России — переизбыток рекламных щитов на улицах мегаполиса. Потребитель любит глазами — золотое правило, которое хорошо усвоили рекламодатели. Поэтому со щитов на нас глядят улыбающиеся счастливые люди, получившие кредит
в банке, или топ-модели, прикупившие наряд от известного бренда на соседней улице…
Времена, когда реклама оживляла улицы города, давно прошли. Теперь ее у нас переизбыток. Еще чуть-чуть, и мы можем превратиться в безвкусный сибирский Лас-Вегас, где архитектуру “забьют” дешевые декорации рекламного содержания. Головной боли властям и горожанам добавляют и незаконные конструкции, которые подчас не только портят лицо города, но создают угрозу здоровью и жизни горожан. Ни для кого не секрет — пестрый рекламный хаос реально осложняет жизнь водителям. Баннеры ограничивают обзор, зрительный ориентир на маршруте. Их убирают, выписывают владельцам штрафы, но рекламные щиты все равно появляются как грибы после дождя.
Кстати, что касается придорожных баннеров и безопасного движения на дорогах, то в России был уже прецедент, когда в 2006 году Арбитражный суд Москвы фактически запретил почти всю наружную рекламу. Суд, рассматривавший иск одной крупной фирмы, занимающейся рекламными конструкциями, которая требовала отменить чересчур жесткий ГОСТ по наружной рекламе, постановил, что компании должны соблюдать все положения ГОСТа, который до этого исполнялся лишь частично. Согласно этому решению 90 процентов рекламных щитов в России пришлось бы снести. Но оно все же было обжаловано. Эксперты нашли, что отдельные положения ГОСТа вступают в прямое противоречие с законом “О рекламе”
и т. д. и т. п. В общем, дело замяли.
Но все же борьба за эстетику и безопасность в стране продолжается. Например, в городе-герое Волгограде идет демонтаж незаконно размещенных рекламных конструкций. Это делается в соответствии с постановлением мэрии “О новом порядке размещения рекламы”. Согласно ему Волгоград поделен на три зоны. Первая зона включает в себя исторический центр города и не предполагает абсолютно никаких рекламных конструкций. Во второй зоне, состоящей из улиц, прилегающих к историческому центру города-героя, запрещены рекламные щиты и перетяжки. В третьей зоне разрешено размещение любых рекламных конструкций. На сегодняшний день убрано уже около 100 рекламных конструкций в исторической части Волгограда.
Для нас в качестве варианта “прорежения” наружных конструкций хорош бы был столичный опыт — установка мультипанелей, где возможно размещать не один, а двадцать плакатов. Единственный минус — это дорогое удовольствие, которое не по карману небольшим фирмам.
Но все же на следующей неделе представителей рекламного мира ждут кое-какие нововведения, причем на общегосударственном уровне. Они не такие глобальные, как прежде, но все же имеют место быть. Дело в том, что с 1 июля 2008 года вступают в силу поправки к Федеральному закону “О рекламе”. Согласно им заключение договоров на установку рекламных конструкций на участке, находящемся в собственности города, будет осуществляться на основе торгов — в форме конкурса или аукциона.
— Форма торгов определяется органами местного самоуправления, — поясняет начальник отдела наружной рекламы управления архитектуры администрации Красноярска Ольга Томашевская. — Согласно решению Красноярского городского Совета торги будут проводиться в форме аукциона. Первоначальная цена будет определяться посредством оценки независимых экспертов. Этот порядок распространится на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и объекты муниципальной собственности (здания, сооружения). Если земельный участок находится в чьей-то собственности, то нововведение его не коснется.
Продажа права на заключение договора отчасти ограничит и упорядочит размещение рекламы. Если раньше система в данной сфере была заявительная — рекламщики выбирали место для наружки, а структурные подразделения администрации города проверяли, насколько легитимно с точки зрения норм и требований размещение баннера на том или ином месте, то теперь муниципалитет будет определять и предоставлять на торги площади под рекламу.
Еще одна из целей нового порядка — сделать процедуру продажи рекламных мест открытой, прозрачной и доступной. Кроме того, новшество предоставит органам местного самоуправления возможность получить дополнительную прибыль в бюджет. “Продажа права на заключение договора на размещение рекламных конструкций — дело для нас новое, — говорит Ольга Томашевская. — И пока говорить о результатах еще рано”. В общем, поживем — увидим.