Новости

Дешевле - родину любить

Дешевле - родину любить

Дешевле - родину любитьПоследнюю пятницу июня уже окрестили “черной” для российской туриндустрии. Последствия, которые повлекло за собой банкротство туроператора “Vasco”, специалисты иначе как кризисом не называют. Что, впрочем, немудрено — около 600 российских отпускников, прибывших в Турцию по путевкам компании, обнаружили, что в солнечной стране их никто не ждет.

Ваучеры на вселение в отели оказались просто бумажками — “Vasco” не оплатила гостиничные номера. Компания полностью устранилась, оставив долги, размер которых превышает 15 миллионов евро…

Дочерняя фирма турецко-австрийского туроператора — российская компания “Детур”, офис которой располагался в Москве, приостановила деятельность вслед за закрытием “мамы”. На их страничке в Интернете после рекламного объявления о том, что “компания существует на рынке и работает по направлению Турция уже более 15 лет”, стоит менее радужное сообщение: “Туроператор объявил себя банкротом. Туры временно не продаются. Пожалуйста, выбирайте туры других туроператоров”. Совет для тех, кто уже приехал отдыхать, мягко говоря, несвоевременный. Людям, которые оказались в буквальном смысле слова на улице, да еще и в чужой стране, вообще не до советов...

Кашу, заваренную австрийско-турецким туроператором и его дочерней компанией, начали расхлебывать с создания в Анталье кризисного штаба. Ситуацию взяли под контроль российское Генконсульство на курорте и министерство по культуре и туризму Турции. Генконсул РФ в Анталье Мирджалол Хусанов, комментируя ситуацию, отметил: “Фирма “Детур” пропала из поля зрения, до руководства достучаться невозможно. Все “завалы” приходится расчищать кризисному штабу, однако и наши возможности не безграничны. Ситуация трудная: люди ехали в расчете, что у них “все включено”, а оказалось — “все исключено”. И у многих просто нет с собой денег, чтобы платить повторно наличными за отель”.

Наших граждан взялись спасать буквально всем миром — подключились и туристические агентства, работавшие с “Vasco”, и местная ассоциация хотельеров, и ряд крупных операторов, предоставивших места на чартерах.

Первого июля был составлен график возвращения путешественников на родину. К сегодняшнему дню вернулось более половины пострадавших россиян. Однако для многих людей отпуск безнадежно испорчен, а у тех, кто наблюдал за событиями со стороны, остался неприятный осадок — а если завтра такое случится с нами?..

Впрочем красноярцев можно успокоить — наши турагентства не работали с обанкротившейся фирмой. Об этом сообщила председатель ассоциации тур-операторов Красноярского края Галина Дудина.

— Турция — одно из популярнейших сейчас направлений, многие наши турфирмы сами стараются организовывать чартеры, бронировать гостиницы. А если пользуются услугами зарубежных туроператоров, то только проверенных, — констатировала Галина Николаевна.

На вопрос о том, может ли повториться подобный случай в этом туристическом сезоне, Галина Дудина, сама являясь директором одного из красноярских туристических агентств, сказала, что “ежегодно хотя бы одна фирма уходит с рынка туристических услуг”.

— В туризме, как и в любой сфере, банкротство может произойти с каждым, от этого застраховаться нельзя. Другое дело, что и банкротиться нужно цивилизованно, не исчезая и не бросая своих клиентов. Известно, что путевки обанкротившегося туроператора распроданы до сентября включительно… Хорошо, что в прошлом году был принят закон об обязательном страховании ответственности туристических фирм. Все туристы получат компенсацию за неудавшийся отпуск, — отметила Галина Николаевна.

Напомним, с 1 июня текущего года для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размер обеспечения установлен в размере 10 миллионов рублей. Но не надо быть гением математики, чтобы понять — страховки не хватит, чтобы рассчитаться со всеми долгами. Однако в Ростуризме уже пообещали, что материальное возмещение получат все граждане, чей отдых был испорчен. К 10 миллионам рублей, полагающимся с компании “Росно” — финансового гаранта “Детура”, добавятся страховые гарантии туроператоров, которые перепродавали путевки обанкротившейся компании.

Впрочем не все туристы, по-страдавшие по вине банкрота, смогут рассчитывать на полную компенсацию, заявили в Ростуризме. Во-первых, большинство обязательств перед туристами, которые возвращаются в Россию, уже оплачено либо “Детуром”, либо туроператорами-партнерами “Детура”, которые вывозили туристов из Турции в Россию. Во-вторых, по многим турам должна возмещаться не полная стоимость услуг, а лишь их часть, поскольку большая часть услуг уже была туристам оказана.

Депутат городского Совета, адвокат Александр Глисков уверен — в данном случае возместить ущерб потребителям мало.

— В нашей стране все потребительские услуги, будь то туристические, риэлтерские, строительные — любые, оказываются нецивилизованно! Поставщики услуг не уважают потребителя, при возникновении критической ситуации предпочитают уйти от ответа. Таких лиц надо наказывать, причем руководствоваться не законом о защите прав потребителей, а уголовным правом, потому как здесь речь идет о мошенничестве, — подчеркивает Александр Глисков. — Как могло случиться, что крупный игрок объявил себя банкротом, да еще в высокий сезон, когда оборот достигает максимального уровня?..

Ответ на этот вопрос предстоит узнать турецкой полиции. Сами представители “Vasco” упорно хранят молчание. Зато сотрудники московского туроператора “Детур” написали открытое письмо, в котором говорится, что трудовой коллектив считает себя пострадавшим от действий своего руководства наравне с теми туристами, которые оплатили туры в Турцию. Все претензии к “Детуру” они предлагают предъявлять в суд или в страховую компанию — финансовому гаранту туроператора.

Ответственности с себя тем самым они не сняли. Представители туриндустрии в большинстве своем считают, что имиджу отрасли нанесен непоправимый удар. Не исключено, что опытные туристы после такого стресса предпочтут заниматься организацией поездок самостоятельно. Более того, эксперты прогнозируют, что еще пять-шесть серьезных участников туристического рынка могут оказаться на грани банкротства, не справившись с проблемами, как и “Детур”. Специалисты говорят о перенасыщении туриндустрии. Сейчас в стране четыре тысячи туристических компаний, тогда как достаточно 400!

В то же время туристов, у которых долгожданный отдых превращается в кошмар и нерво-трепку, меньше всего волнует, какие потери грозят турагентствам и какой должна быть стратегия бизнеса компании, чтобы она не повторила судьбу “Vasco”. Им важно знать, как сделать так, чтобы отдых не закончился сразу же по прибытии в другую страну. От банкротства страховку получить невозможно, да и другие виды страховок подобных форс-мажоров не предусматривают.

Эксперты советуют: если отдых пошел наперекосяк, в первую очередь следует добиваться активных действий от туроператора или турагентства. Если, как в данном случае, положиться не на кого, надо обращаться в Генконсульство — оно по определению должно выручать соотечественников, попавших в беду. Конечно, меньше волокиты будет при таком варианте: повторно оплатить гостиницу из собственного кошелька, а потом потребовать компенсации ущерба с оператора или его поручителя — чаще всего им является страховая компания.

Чтобы без проблем вернуть деньги, начинать действовать надо сразу, не упуская ни одной возможности получить нужные бумаги: подтверждение из гостиницы об отказе в размещении, чеки о повторной оплате проживания, обязательная копия договора с турфирмой. Все собранные документы необходимо предъявить в страховой компании, являющейся гарантом оператора. Страховщики должны рассмотреть заявку в течение тридцати дней и компенсировать потери. Моральную компенсацию за испорченный отдых, уверяют специалисты, тоже можно потребовать, однако, скорее всего, добиваться ее придется через суд.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА