Новости

Надолго ли оттепель?

Надолго ли оттепель?

Надолго ли оттепель?Государство, похоже, начало учиться исправлять собственные ошибки. Госдума во втором чтении приняла законопроект “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”.

Смысл законопроекта в том, что предприниматели получают определенные льготы при выкупе арендуемых ими муниципальных или государственных помещений. Прежде всего речь идет о преимущественном праве (без аукциона) выкупа по цене, равной рыночной стоимости помещения. Льгота распространяется на тех, кто пользуется арендованным помещением три года и более. Выкуп может быть единовременным или в рассрочку, порядок которой определяется арендатором. Правда, есть и ограничения. Например, имеется предельное ограничение размера выкупаемой площади и времени рассрочки. В проекте они ограничиваются значениями 500 квадратных метров и 5 лет, однако субъекты Федерации вправе определить собственные параметры. Кроме того, законопроект не распространяется на федеральное имущество. Впрочем “привилегированная приватизация” не единственный вариант. В соответствии с законом о поддержке малого бизнеса © 209-ФЗ, муниципальным образованиям предоставлено право сформировать имущественные фонды поддержки. В этом случае находящиеся в фонде помещения не подлежат приватизации, а могут лишь передаваться в аренду предпринимателям.

То, что огульная распродажа госимущества поставит крест на отечественном малом и среднем бизнесе, на местах поняли с момента принятия Федерального закона © 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления”. Но понадобились долгие годы, чтобы это осознали в федеральном центре. А сколько за эти годы наломали дров? Сегодня глава МЭРТ Эльвира Набиуллина благодарит власти тех муниципальных образований, которые приостановили тотальную распродажу имущества. Но ведь отнюдь не все оказались столь дальновидными. Многие муниципалитеты успели лихо распродать все и сегодня просто не имеют возможности оказать малому и среднему бизнесу какую-либо имущественную поддержку. К счастью, Красноярск не оказался в их числе.

— Сегодня политика и города Красноярска, и Российской Федерации нацелена на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, — рассказывает начальник отдела приватизации департамента муниципального имущества и земельных отношений Арина Лопатина. — Еще в 2005 году на рассмотрение Государственной думы был вынесен законопроект, на основании которого предприниматели, арендующие нежилые помещения сроком более трех лет, имели бы преимущественное право выкупа этих помещений. Однако принятие данного проекта затянулось. В то же время действовал закон © 178-ФЗ, регулирующий вопросы приватизации государственного и муниципального имущества, который исключил все внеконкурсные способы продажи. Реализация помещений могла происходить либо на конкурсе, либо на аукционе. Это исключало и возможность каких-либо льгот для добросовестных арендаторов. Лишь в сентябре 2007 года в первом чтении был принят закон об особом порядке приватизации для субъектов малого и среднего бизнеса. В связи с этим глава города принял политическое решение о приостановке приватизации. Хотя, строго говоря, сама приватизация в Красноярске никогда не приостанавливалась, была приостановлена лишь подготовка проектов распорядительных актов.

Что же послужило причиной перелома в отношении федерального центра к малому и среднему бизнесу? По мнению председателя Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, депутата ЗС Михаила Васильева, государство наконец осознало, что без создания полноценного среднего класса любая реформа в стране обречена на провал, в какой бы сфере она ни проводилась. Особенно отчетливо, по его мнению, это показала пенсионная реформа.

Таким образом, сегодня власть протягивает руку предпринимательству отнюдь не из альтруизма, а для того, чтобы формирующийся средний класс вытянул государство из болота незавершенных реформ. Однако исторические обиды быстро не забываются. Долгие годы фискального террора, чиновничьих поборов, административных баррикад (да и закончилось ли это?) выработали стойкое отношение предпринимателей к благим намерениям власти — недоверие. Сегодня это — недоверие, смешанное с надеждой. Но надежду легко погасить. Тем более что даже на уровне местного самоуправления до сих пор не утихают споры: правильно ли поступил муниципалитет, продав не 500, а 50 объектов? Не слишком ли либеральничает администрация, удерживая низкие ставки аренды? Может быть, надо их поднять, а “неэффективных” предпринимателей “гнать в шею”? Очевидно, авторы этих предложений полагают, что малый бизнес — это просто уменьшенная копия крупного. Но если предприниматель настолько “неэффективен”, что может обеспечить лишь себя и свою семью, это что, плохо? Лучше перекрыть ему кислород и отправить на биржу труда? Особенно удивляет, когда подобные мнения выражают те граждане, кого принято называть “народными избранниками”.

Впрочем, наиболее всех “в теме”, очевидно, сами предприниматели. Кандидат экономических наук Валерий Маркелов в свое время создал одно из первых совместных предприятий — СП “Хинган”. Основным направлением своего бизнеса считает сеть картинных галерей. С бесплатным входом для всех.

— Для меня принятие во втором чтении этого закона имеет огромное значение, — говорит Валерий Владимирович. — Я десять лет содержу помещение, которое раньше было полуразрушенным холодным складом, где рубили мясо. Вложил в него немалые средства — сегодня там кафель, пластик. А тут появляется 131-й закон, и мне предлагают выкупать мною же сделанное у государства. И не один я в таком положении. Знаю людей, которые взяли разваливающееся помещение с земляными полами на Николаева. Сделали там отличную парикмахерскую… Так что спасибо власти, что не торговала лихо помещениями.

Впрочем, есть у Валерия Маркелова и определенный скепсис. Напомним, что выкуп по новому закону хоть и привилегированный, но по рыночной цене.

— Если мне придется выкупать помещение за 15 миллионов, то надо подумать, каким бизнесом там заниматься. Потому что картинные галереи таких денег никогда не дадут. Цены на рынке недвижимости явно раздуты. Чем гордимся? В Болгарии двухкомнатная квартира на побережье стоит 60 тысяч евро, а в Красноярске помещение в центре продается за 100 тысяч долларов. Только у нас не Солнечный Берег.

Малый бизнес — явление гораздо более сложное, чтобы оценивать его лишь через призму рентабельности. Это и рабочие места, и потребности горожан, которые невозможно удовлетворить промышленным способом. Просто потому, что крупный бизнес за это не возьмется, — невыгодно. А ведь людям надо чинить одежду и обувь, ремонтировать бытовую технику. Кому-то хлеб, выпеченный в соседней мини-пекарне, нравится больше, чем стандартные батоны промышленного производства. Но мини-пекарни, которых раньше было великое множество, сегодня практически исчезли — крупные производства выгоднее. Вот только кому?

Наверное, не все красноярцы знают, что в городе до сих пор существует дом проката. Анахронизм? А вот его заведующая Елена Тихонова говорит, что эта услуга до сих пор пользуется спросом. Правда, речь в основном идет о спортивном инвентаре в летние месяцы. Но показательно, что услуга востребованна. Причем людьми самого разного достатка. Здесь же — ремонт обуви. И даже столь экзотическая услуга, как пайка очков. На весь Красноярск, говорит Елена Николаевна, один мастер остался. Но без работы он никогда не сидит. А если в отпуск уходит — то просто завал.

Вот пример, когда рентабельность и нужность фатально не совпадают. А относительно федеральных инициатив Елена Тихонова согласна — нужны они. Только хорошо бы, если государство еще поможет ссудами на выкуп.

То есть люди готовы лезть в долги, лишь бы выкупить помещение. Единственная просьба — сделайте хоть процент поменьше.

Но почему бы не воспользоваться вторым вариантом? Перейдет помещение в муниципальный фонд, и живи себе спокойно, только вовремя плати арендную плату…

— Это, конечно, хороший вариант, — говорит Елена Тихонова, — если бы была гарантия, что в течение хотя бы пяти лет условия останутся приемлемыми. А если через год поднимут в разы арендную плату?

Ситуация действительно еще та. С одной стороны, о поддержке предпринимательства сегодня не говорит только ленивый. С другой — надо сделать выбор из двух зол: запредельные рыночные цены или неопределенность дальнейших действий власти. Ведь дискуссия о размере арендной платы продолжается. Только вопрос гораздо более сложный и серьезный, чем кажется на первый взгляд. Как бы, погнавшись за очевидными выгодами для бюджета, не потерять потом больше. И в деньгах, и в доверии.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА