Новости

Сапожник без сапог

Сапожник без сапог

Сапожник без сапогВсероссийская акция протеста против высоких цен на топливо, прошедшая во многих городах страны в конце минувшей недели, возымела достаточно неожиданный эффект — в миллионные ряды “простых автовладельцев” влились представители бизнеса и власти. Причем сделали они это, как показывает пример Красноярского края, с большим энтузиазмом. Эхо единодушного провозглашения старой проблемы оперативно докатилось
до Правительства РФ.

За несколько часов до начала акции протеста в Красноярске стало известно, что публичные действия автомобилистов не останутся незамеченными. Выражением солидарности с общественностью стало принятие совместного плана действий по сдерживанию роста стоимости топлива на внутреннем рынке между Cоветом администрации края, региональной федерацией профсоюзов, территориальной организацией Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, региональным общественным движением автовладельцев и Красноярской ассоциацией пассажирских перевозчиков. Стороны договорились подготовить и предоставить на рассмотрение федеральным властям комплекс законопроектов, предусматривающих изменение ключевых принципов налогообложения и регулирования нефтяной отрасли — для той ее части, которая обеспечивает внутренний рынок. Проще говоря, готовится вполне логичное для страны, являющейся одним из крупнейших на планете экспортеров черного золота, предложение, исключающее привязку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к среднемировой цене на нефть.

Поводом для консолидации усилий стало очередное повышение стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ). Так, в Красноярске литр самого ходового бензина АИ-92 сбывается в среднем за 25,5 рубля. Специалисты уверены, что это далеко не последнее подорожание топлива. По прогнозам, если не принять необходимых мер, цена на бензин уже в этом году может перевалить за 30-рублевый рубеж. Во избежание промедления участники краевого соглашения определили для своей кропотливой работы вполне конкретный срок — 1 сентября 2008 года все предложения должны быть подготовлены и соответствующим образом оформлены. Еще месяц необходим на то, чтобы обсудить все созданные проекты с общественными организациями и органами исполнительной власти других регионов и направить их на федеральное рассмотрение.

К слову, “предварительное” федеральное рассмотрение проблемы уже состоялось. Дата проведения акции протеста против цен на бензин была выбрана организаторами не случайно: на следующий день в Северодвинске проходило рабочее совещание правительства России и руководителей крупнейших предприятий нефтегазового комплекса. Залп народного негодования пришелся в самое яблочко. Премьер-министр Владимир Путин уже в своей вступительной речи раскритиковал чиновников за то, что они не контролируют цены на ГСМ. В частности, речь зашла об авиатопливе: по словам премьера, недопустимо, что керосин у нас стоит намного дороже, чем во всем мире. При этом Путин сообщил собравшемуся в Северодвинске отечественному нефтегазовому бомонду, что Россия по итогам прошлого года вышла на первое место по добыче нефти. По добыче же газа мы уже давно вне конкуренции.

На совещании было озвучено, что помимо равного налога на экспортируемую и внутреннюю нефть также серьезной причиной неуправляемости цен на бензин в России является отсутствие здоровой конкуренции в отрасли. Одним из шагов к урегулированию перманентного ценового “возмужания” горючего должно стать появление в нашей стране независимых заводов для переработки нефти. Об этом заявил вице-премьер Игорь Сечин. По его словам, правительство рассматривает такой вариант для снижения цен на топливо, но пока сложно говорить о том, что строительство нефтеперерабатывающих заводов, не связанных с крупными компаниями, действительно поможет снизить стоимость ГСМ, однако этот вариант рассматривается как основной.

Стоит отметить, что строительство одного такого завода, по предварительным оценкам, обойдется в восемь миллиардов долларов. Однако предпосылки для роста добычи и развития перерабатывающего производства есть. С 1 января 2009 года в России начинают действовать льготы по НДПИ, что сэкономит нефтегазовым компаниям, по данным Путина, 140 миллиардов рублей. “Мы рассчитываем, что эти финансовые ресурсы будут направлены на развитие, техническое перевооружение отрасли”, — заявил премьер.

Он строго наказал представителям Федеральной антимонопольной службы (ФАС) более пристально следить за развитием конкуренции в нефтегазовой промышленности. Руководителю ФАС Игорю Артемьеву Путин пожелал “проснуться” и даже пригрозил отставкой, если не удастся победить монополизм на рынке топлива. Для примера, Путин вновь вернулся к авиатопливу. “Керосин дорожает из-за того, что там монополии, по сути, работают. От цены на керосин зависят цены на авиабилеты, спрос на которые в период летних отпусков повышается. Будут дорожать билеты, станет расти и инфляция, которая с начала года уже составила девять процентов — при годовом плане в 10,5. Разгоняет инфляцию и рост цен на бензин. Правительство хочет строить независимые НПЗ, доступ к которым получат мелкие нефтяные компании. Что позволит снизить себестоимость продукции”, — специально для “непроснувшихся” разъяснил ситуацию Владимир Путин.

Очевидно, что проблемой роста стоимости ГСМ на внутреннем рынке наверху заинтересовались. Точнее, впервые за долгие годы признали ее наличие и предприняли видимые ходы по урегулированию ситуации. Пока, правда, только на словах. Но и это очевидный прогресс — ранее на высокую стоимость топлива сетовали разве что региональные власти.

Некоторые российские эксперты и политологи придерживаются достаточно любопытной версии происходящего: общественная акция протеста, решение о разработке федеральных законопроектов усилиями элиты одного из самых динамично развивающихся регионов и тщательно спланированная речь премьера на злобу дня — звенья одной цепи. Дескать, таким комплексным подходом правительство желает приструнить крупнейшие нефтегазовые корпорации, являющиеся, по сути, неуправляемыми монополистами в своей сфере. “Вы должны защищать общегосударственный интерес, а не только корпоративный. И исходите, пожалуйста, и из этого тоже, а может быть, прежде всего из этого”, — обратился премьер на том же совещании в Северодвинске к главе “Газпрома” Алексею Миллеру. Эти слова сторонники “воспитательной” версии называют знаковыми, подтверждающими их правоту.

Какие бы версии ни существовали, очевидно одно — проблема высокой стоимости горючего в России перестала быть бедой отдельных регионов, она обозначена на выс-шем уровне власти. Наивно полагать, что в скором времени цены на АЗС рухнут. Но комплекс мер по их дальнейшей “предсказуемости” начинает приниматься. По мнению аналитиков, активного развития ситуации следует ожидать в начале осени — когда начнется уборочная кампания, по определению требующая огромных топливных затрат, и будет завершена разработка федеральных законопроектов усилиями представителей общественности, бизнеса и власти Красноярского края.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА