Новости
В отпуск с повышением
Последняя в политическом сезоне сессия Законодательного собрания Красноярского края прошла, что называется, в конструктивном духе. Досужие любители дебатов явно были разочарованы — единственный вопрос, потенциально дискуссионный, был тихо снят с повестки дня. Речь идет о законопроекте “О закупке пищевых продуктов и медикаментов для государственных и муниципальных нужд Красноярского края”. Очевидно, что непосредственной причиной появления этого документа стали случаи заражения детей иерсиниозом. Однако законопроект, призванный положить пределы безответственности поставщиков, родился явно под влиянием эмоций. Ибо принятие его привело бы к конфликту с федеральным центром — вряд ли Москва благосклонно отнеслась бы к тому, что регион корректирует положения федерального законодательства. Поэтому было принято решение идти более длинным, но легитимным путем — подготовить и направить в Госдуму предложения красноярцев по изменению закона о госзакупках © 94-ФЗ в виде законодательной инициативы. А для того, чтобы придать инициативе больший вес, предполагается ознакомить с проектом полпреда Президента РФ по СФО Анатолия Квашнина. Возможно, что предложения удастся оформить как инициативу не только Красноярского края, но и всего Сибирского федерального округа.
Суть проблемы достаточно проста. В свое время федеральные законодатели, принимая закон о госзакупках, сделали ставку на борьбу с коррупцией. По их мнению, конкурсный механизм давал больший простор кумовству и взяточничеству, нежели аукционный, где все решает цена. Однако сам по себе аукцион, вне комплекса антикоррупционных мер, проблему нечистых на руку чиновников не решил. Зато появилась другая — проблема ответственности, а точнее, безответственности поставщиков.
Трудно сказать, убедительными ли окажутся аргументы красноярцев для федеральных законодателей. Принять закон достаточно сложно, а уж изменить его… Тем паче не факт, что изменения навсегда оградят нас от сюрпризов типа иерсиниоза. Кстати, это заболевание довольно распространено, причем именно в экономически развитых странах.
Центральной темой сессии были, разумеется, вопросы, связанные с формированием правительства Красноярского края. Закон о правительстве и связанный с ним пакет документов были приняты во втором чтении практически без замечаний. Очевидно, сказалась хорошая проработка текста.
Столь же спокойно прошло и представление министров экономического блока: вице-премьера Эдхама Акбулатова, министра финансов Михаила Котюкова, министра экономики и регионального развития Алексея Иванова. Впрочем, два из представленных кандидатов хорошо знакомы парламентариям. В профессионализме Эдхама Акбулатова вряд ли кто сомневается, хотя Всеволод Севастьянов все же задал вопрос: достаточно ли хорошо Эдхам Шукриевич представляет себе сферу будущей деятельности. Утвердительный ответ, думается, никого не удивил. Что же до Михаила Котюкова, то депутаты отметили, что за последнее время он “вырос” как грамотный финансист. Не стал “темной лошадкой” и Алексей Иванов, хотя он пришел в правительство края из соседней Хакасии, где занимал должность министра финансов и экономики правительства республики. Впрочем, очевидно, роль сыграла положительная характеристика, данная кандидату премьером правительства Александром Новаком, — в частности то, что на преды-дущем месте работы Алексей Моисеевич много и успешно занимался именно вопросами регионального развития.
Прозвучало и иное мнение — Алексей Иванов известен как хороший финансист, что же касается экономики, то Хакасия, очевидно, была не тем полем, где министр мог в полной мере проявить свои способности.
Тем не менее все кандидатуры были утверждены единогласно.
Итак, Красноярский край повысил свой статус, обретя новый управляющий орган. Однако престижностью дело не ограничивается. По мнению депутатов, новая управляющая модель позволит организовать работу более эффективно, с четким разграничением полномочий. Существенно и то, что состав исполнительной власти при переходе на новую модель управления обновится. Кроме того, закон о правительстве расширяет полномочия губернатора. Ему дается право поручать членам правительства представлять внесенные им проекты законов края в Законодательном собрании. Он вправе также поручать правительству подготавливать заключение на внесенные в краевой парламент законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств края или другие проекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств краевого бюджета.
Правительственная тема при всей ее важности далеко не исчерпала повестку заседания, в которой значилось 60 вопросов.
Среди них многие невозможно разрешить на региональном уровне. И депутаты все чаще обращаются с предложениями к федеральному центру.
Таким образом, очевидна тенденция смещения законодательной инициативы в регионы. Это вполне объяснимо. Федеральные законодатели не сталкиваются с теми проблемами, с какими постоянно имеют дело региональные и местные власти.
Одной из таких проблем является сельское хозяйство. Казалось бы, внимания этой отрасли уделяется много. Развитие агропромышленного комплекса стало даже целью одного из национальных проектов. Однако председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Александр Дамм, представляя проект концепции государственной поддержки и стимулирования развития агропромышленного комплекса края на 2009—2012 годы, отметил, что, несмотря на увеличивающиеся суммы господдержки АПК, объемы производства сельскохозяйственной продукции снижаются. Отсюда следует вывод — эти механизмы неэффективны, и их надо менять.
Способна ли предложенная концепция изменить ситуацию? Мнения депутатов по этому поводу разделились. Многие отметили, что трехстраничный документ концепцией являться не может, а есть лишь депутатские предложения к концепции развития АПК, разрабатываемой администрацией края. Хотя бы потому, что объем документа не вместил все проблемы, механизмы и направления развития сельскохозяйственного комплекса. В итоге с такой точкой зрения согласился и сам Александр Дамм, а документ был переименован — “О концептуальных предложениях в Концепцию развития АПК“. При этом парламентариев отнюдь не смутила “концептуальная” тавтология. Ведь дело не в словах, а в том, что за этим стоит. К примеру, ситуацию с производством молока иначе как напряженной не назовешь. При прогнозируемой на текущей год стоимости молока 8 рублей 60 копеек за литр рентабельность хозяйств к концу года составит чуть более 23 процентов. При такой рентабельности держать дойное стадо становится невыгодным. Определенные меры по поддержке производителей предпринимаются — примером могут служить консультации с муниципалитетом Красноярска о возобновлении в краевом центре торговли молоком из бочек. Однако этого явно мало. Нужна системная государственная поддержка, аналогичная, очевидно, той, которую оказывают европейские государства своим производителям.
Ну и, разумеется, не были обойдены вниманием социальные темы. К примеру, во втором чтении принят законопроект “О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность многодетным гражданам”, имеющим трех и более детей. Думается, этот краевой закон будет иметь обширную практику применения. А вот что касается рассмотренного в первом чтении проекта “О направлении (предоставлении) социальных выплат на оплату процентной ставки по кредитам, привлеченным одним из родителей семьи, либо родителем из неполной семьи, имеющим пятерых и более детей и проживающим на территории Красноярского края, на улучшение жилищных условий”, то эффективность его представляется сомнительной. Разве что краевая власть сумеет убедить банкиров выдавать такие кредиты.