Новости
Заморозили? Разморозим!
Забастовка — это крайняя мера, на которую вынуждены идти работники в борьбе за улучшение условий труда, когда мирные переговоры с руководством уже невозможны. Как показывает практика, хорошо спланированная акция протеста — сильный аргумент в диалоге с администрацией предприятия. Важно только в революционном угаре не перейти черту дозволенного законом.
О том, что забастовка разрешена Конституцией РФ, работники комбината “Хладко” знали. Знали они и о том, что после 3 июля — дня проведения акции протеста — у них будет только два пути: за ворота родного предприятия, поближе к биржам труда, либо в кассу за деньгами. Встревоженность, доведенная до крайности, вполне объяснима — зарплату по предприятию задерживали с апреля. На комбинате, в принципе, стандартная ситуация — сменился собственник, а вместе с производством новым владельцам достался и долг в 4,5 миллиона. Анатолий Белько, генеральный директор предприятия “Хладко”, объясняет: “Я сейчас расхлебываю чужие проблемы. Но ситуацию с зарплатой выровняем”. В дело вмешалась прокуратура. И, как рассказала старший помощник прокурора края Елена Пимоненко, “после приглашения руководителя предприятия в прокуратуру для получения объяснений по поводу нарушения закона и прав граждан на оплату труда задолженность перед работниками за апрель на сумму 1 миллион рублей была погашена”. Работы на предприятии возобновлены. Позже появилась и информация о том, что все долги на фабрике мороженого размером в 1,6 млн рублей закрыты. Это подтвердили и в пресс-службе прокуратуры.
К слову, волнения на хладокомбинате случались и раньше — в 2005 году. Тогда директор ООО КХ “Хладко” Дмитрий Черепанов по постановлению прокурора был дисквалифицирован на 2,5 года, а права работников восстановлены.
Из недавних событий еще свежа в памяти горожан история со скандалом в строительной компании “XXI век”. 19 декабря около семидесяти человек бывших работников предприятия перекрыли дорогу в микрорайоне Северный. Пикет длился всего около часа, однако за это время транспортные артерии города были парализованы. Процесс погашения задолженности несколько затянулся, но сейчас, как утверждают в компании, все нормализовалось. На бывшего директора компании “XXI век” заведено уголовное дело. “Действительно, за невыплату заработной платы предусмотрен административный штраф. А за невыплату зарплаты свыше двух месяцев предусмотрена уголовная ответственность, — говорит адвокат Первой Красноярской краевой коллегии адвокатов Денис Солдатов. — С требованием о привлечении работодателя к ответственности и понуждении к выплате зарплаты нужно обращаться в Государственную инспекцию труда в Красноярском крае Федеральной службы по труду и занятости в РФ. Также можно обратиться в прокуратуру того района, где находится предприятие. Будет лучше, если обратятся сразу несколько работников. Массовые и систематические нарушения трудового законодательства работодателем привлечет большее внимание контролирующих органов”. По данным Росстата, на 1 марта 2008 года задолженность по заработной плате в Красноярском крае составила 58,3 млн руб. По сравнению с 2004 годом долги сократились в 13,4 раза — на 725,8 млн руб. Долгов по зарплате в бюджетной сфере на берегах Енисея почти нет, а основная часть задолженности приходится на предприятия ликероводочной промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас в крае 17 предприятий-должников, и практически все они находятся в различных стадиях банкротства. Прокуратура и инспекция по труду ведут проверку на этих предприятиях.