Стадион
Сергей Чупров: «Регби не потеряем»
Президент «Красного Яра» о возобновлении чемпионата страны.
Если человек, поверхностно интересующийся регби, взглянет на таблицу Премьер-лиги, у него появится серьёзное недоумение по поводу места “Красного Яра”. Приучивший зрителей к борьбе за чемпионство клуб сейчас идёт на седьмой позиции, ставя перед собой задачу — зацепиться за плей-офф, в котором примет участие первая четвёрка. Проблемы в первой части сезона не позволили яровцам показывать привычные результаты. Но уже осенью левобережный коллектив вышел из крутого пике и одержал несколько побед. Способен ли он и дальше идти вверх? Об этом в преддверии рестарта турнира мы поговорили с многолетним руководителем “Яра” Сергеем Чупровым.
— С каким настроением подходите к игре с “Металлургом”?
— С хорошим. Команда чувствует себя прекрасно. Готовимся к серьёзной игре. Сейчас каждый матч на вес золота. Мы стремимся в четвёрку, оступаться совсем нельзя. Нужно выигрывать, причём желательно с бонусом в каждом из оставшихся поединков. “Металлург” сохранил состав с прошлого года, даже усилился. Это хорошая и боевитая команда. Уверен, что мы получим серьёзное сопротивление от Новокузнецка. Будет тяжело.
— В межсезонье не получилось съездить на зарубежные сборы. Вы готовились в Красноярске без спаррингов. Как это повлияло?
— Как повлияло, увидим на матче. Что ни с кем не играли — это минус. Спарринговались между собой. Разделяли команду на два состава и играли.
— Поле стадиона “Красный Яр” готово к матчу?
— У нас земляное поле, подготовить его ещё лучше на этот день в Сибири было бы просто невозможно. Состояние оценю на пять с минусом. Общепризнанно, что у “Красного Яра” лучший натуральный газон в России. Хорошие дренаж и трава. Поле столько испытаний проходило и дождём, и снегом, но всё выдерживало.
— На сайте “Красного Яра” не появлялось сообщений о новых игроках. Но они же есть, почему их имена держатся в секрете?
— В матче с “Металлургом” вы их увидите. Команда готовится, игроки все вместе. Мы их не делим на новичков и старожилов.
— По потерям. Кто покинул Красноярск?
— Ушёл Гиорги Пруидзе. Здесь никаких политических моментов. Расстались нормально. А причина банальна. Мы не в состоянии платить Пруидзе ту сумму, которую он запрашивал. Перешёл он как раз в “Металлург”. Также Дмитрий Сухин отправился в пензенский “Локомотив”.
— Лимит на легионеров значительно уменьшится. Плюс российские клубы отлучены от еврокубков, придётся вариться в собственном котле. Уровень турнира упадёт, иных вариантов нет. Будет ли он интересен зрителям?
— Если мы сохраним имеющихся легионеров на пару лет, то сможем поддерживать определённый уровень чемпионата. Совсем без легионеров плохо. У нас нет полноценного рынка российских игроков. Если в чемпионате будут играть, к примеру, 10 команд, то мы не наберём столько отечественных регбистов соответствующего класса. Легионеры же не только сами дают зрелище, рядом с ними растёт наша молодёжь. Смотрите, как выросла конкуренция в двух последних чемпионатах, когда многие команды приобрели качественных иностранцев. Сколько непредсказуемых игр было.
— Сейчас ситуация тяжёлая не только в регби, но и в других видах спорта. При самом плохом сценарии мы можем регби потерять?
— Спасать нас точно не придётся. Регби в России неприхотлив. Мы тяжелейшие времена переживали. Вряд ли наши возможные проблемы можно сравнить с тем же футболом или хоккеем, траты на них и на регби несопоставимы.
— Вы неоднократно говорили, что у “Красного Яра” нет права на ошибку. Весной для попадания в четвёрку нужно побеждать во всех матчах. Учитывая календарь, это реально сделать?
— Реально, если мы сработаем на все сто процентов. Будет сложно — с тем же “Енисеем-СТМ” матч предстоит. Но если мы хотим попасть в плей-офф, иного варианта, как побеждать всех соперников, у нас нет.
— В последние годы в регби всё отчётливее ощущалась рука Москвы. Игроков переманивали на более высокие зарплаты, были другие моменты, о которых и вы неоднократно говорили. Сейчас “Динамо” и ЦСКА занимают два последних места в турнирной таблице. В свете нынешних событий, как вы думаете, интерес Москвы к регби сохранится, или Красноярск опять станет безоговорочной столицей этого вида спорта?
— Я так скажу, Красноярск и не переставал быть столицей регби. Да, происходили определённые движения. Финал Кубка России с участием двух красноярских команд проводили в Москве. Сборная играла в европейской части страны. Что это дало по факту? Практически ничего. Развитие не может идти искусственным путём. Популярность регби нельзя навязать, на выходе мы получили только минимальный зрительский интерес к этим матчам. Так сразу сделать вид спорта популярным не получится. Необходима вдумчивая и планомерная многолетняя работа. Развитие регби в России должно идти через регионы.
— Игорь Николайчук заканчивал осеннюю часть чемпионата с приставкой “и. о.”. Сейчас она исчезла?
— Да. Игорь Леонидович — полноценный главный тренер без всяких приставок. Тем не менее мы продолжаем работать по укреплению тренерского штаба. Ищем варианты.
— Вы на неделе были на радио и назвали Николайчука в числе лучших тренеров страны.
— Это так. Он прошёл все стадии, начиная с детского регби. Был судьёй. Николайчук играл за сборную России. И, самое главное, он живёт регби и полностью предан “Красному Яру”. Плюс ко всему Игорь Леонидович два раза выигрывал чемпионат страны. А мог и больше, если вспомнить те финалы, где от нас категорически отворачивалась удача.
— “Красный Яр” давно не радовал своих болельщиков трофеями. Когда их стоит ожидать?
— Всё же объективно. Мы попали в смену поколений. Это спорт. Сегодня выигрывает один, завтра — другой. В своё время у “Енисея” появилась краевая школа, к ним пошёл более мощный поток детей. Потом мы отладили свою работу в этом направлении. Сейчас мы на равных. Уверен, что титулы от нас никуда не уйдут.
— Наверное, именно в детском регби конкуренция между “Красным Яром” и “Енисеем” не на первом плане. Вы ведь всё-таки делаете общее дело. Вовлекаете красноярских детей в мир спорта.
— Это так. Главное, чтобы ребята шли в регби, не важно, нас они выбирают или школу “Енисея”. Понятно, что из огромного количества детей далеко не все станут профессиональными игроками. Но мы стараемся делать всё возможное, чтобы мальчишки и девчонки, прошедшие школу “Красного Яра”, вошли во взрослую жизнь достойными людьми и заняли в ней своё место. У нас идёт серьёзная работа с детьми из неблагополучных семей, чтобы ребёнок выбрал не улицу и все её негативные моменты, а спорт. Регби демократичен в части материальных затрат, у нас нет сверхдорогой амуниции. Если ребёнок хочет тренироваться, расти и стать регбистом — он станет.
— В декабре мы с вами общались, вы тогда говорили, что в феврале спортивный комплекс должен перейти в собственность клуба. Как сейчас?
— Мы столкнулись с определёнными бюрократическими проволочками. Но вопрос должен в скорейшем времени решиться. Комплекс готов по всем строительным моментам. Надо будет организовать работу, расконсервировать оборудование, набрать штат. К лету комплекс заработает полноценно. А эффект от него, думаю, получим года через два. Он охватит все наши команды — основную, молодёжную, женскую и школу. Дети обязательно будут здесь заниматься, мы принципиально обговаривали этот момент с мэром города Сергеем Ерёминым.
— У “Красного Яра” всегда максимальные задачи. Но сейчас под вопросом даже попадание в плей-офф. Ситуация непривычная и даже дикая для вашего клуба. Вы говорили, что в прошлом году были проблемы с мотивацией. Как с этим сейчас?
— Мы сами себя загнали в такое положение. Совсем необязательными были поражения в Москве от “Динамо” и ЦСКА. Плюс неудачная селекция, не угадали с некоторыми легионерами. Пришлось провести определённую чистку состава. Сохранили хорошо проявивших себя Дилана Смита и Корнелиуса Корффа. Команда ведь заиграла ещё в прошлом году. А сейчас у нас единый коллектив, объединённый общей целью. Задача поставлена не отдельно перед главным тренером, а перед всем клубом. Мы себя друг от друга не отделяем. Поэтому с мотивацией никаких проблем нет. Уверен, болельщики увидят это и в матче с “Металлургом”, и в других поединках чемпионата.