Новости
Снести нельзя восстановить
Напряженную ситуацию с разваливающимся домом-памятником на Ленина, 84, вызвавшую немалые волнения жителей, решили тщательно изучить на совещании в городской администрации. И. о. главы города Виталий Бобров собрал специалистов городских и краевых ведомств, для того чтобы досконально разобраться с проблемой объектов культурного наследия и их дальнейшей судьбой.
По словам руководителя службы по контролю в области градостроительной деятельности Константина Шумова, сложившаяся ситуация — результат долгих лет невнимания к историческому наследию. Последний раз огромная работа по выявлению и постановке на государственную охрану объектов недвижимости, обладающих культурно-исторической ценностью, была проведена в 80-е годы. Тогда действовали по принципу: занести в списки как можно больше объектов, а там разберемся, что достойно быть внесенным в государственный реестр. Некоторые выявленные объекты, несомненно, связанные с важными историческими событиями и людьми либо отличающиеся яркой архитектурой, сразу были отнесены к памятникам. А некоторые дома в список попали лишь в силу возраста, без учета их реальной историко-культурной, археологической и искусствоведческой ценности. Эта категория была обозначена как “объекты, требующие дополнительного изучения”. Как показало время, на то, чтобы разбираться и изучать, ни у города, ни у края денег не оказалось. Больше всего не повезло жителям: в то время как обычные дома с 50—70-летней историей сносились, здания с предполагаемым статусом памятников номинально оказались под охраной до определения их значимости. Эти дома нельзя было ни отремонтировать толком, ни снести, ни передать инвестору для реализации каких-либо проектов. Никаких исследований ценности деревянных развалин за последние двадцать лет не проводилось. Впрочем, как и мероприятий по ремонту и сохранению предполагаемых памятников.
Точку должны были поставить эксперты. Только вот Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” приняли, а порядок экспертизы не прописали. Получилась коллизия: включать и исключать из предварительных списков можно после задокументированного экспертного мнения, а как проводить экспертизу — непонятно. Ситуация, которая ярко характеризует сложившийся правовой вакуум, — история дома по Перенсона, 31. На участке появился застройщик, вложивший деньги в расселение жителей развалюхи и готовый начать новое строительство. Служба по охране памятников была не против сноса дома, по их мнению, не обладающего культурной ценностью, а участок передать застройщику. Только вот исключить дом из списка исторических объектов и разрешить его снос в законном порядке не получилось. Экспертной службы с такими полномочиями в Красноярске нет. В одну из ночей дом сгорел, хотя на бумагах то, что от него осталось (или не осталось), продолжает считаться объектом культурного наследия. Та же ситуация сейчас происходит с домом на Ленина, 84: исключить из списка объектов культурного наследия не могут и обязаны охранять, хотя необходимость охраны сомнительна.
По словам городских властей, процедуре экспертизы придется поучиться у соседей — Новосибирска, Томска и Иркутска, где на областном уровне уже несколько лет принимаются решения о включении-исключении из реестра объектов культурного наследия. Тем более и специалисты Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультуры) на днях заявили о передаче полномочий по охране памятников регионального и муниципального значения регионам. Теперь все, что связанно с сохранением, использованием и приватизацией памятников, будет осуществляться органами власти субъектов Федерации. Но только на основании местных законов. В этом смысле Красноярский край пока в невыгодном положении: краевого закона, регулирующего вопросы охраны памятников на местах, пока нет. Законопроект “Об охране объектов культурного наследия Красноярского края” был принят в первом чтении в начале июля. При внимательном рассмотрении оказалось, что в нем не прописан конкретный порядок решения проблемы памятников._ _По мнению Виталия Боброва, закон должен четко определять, как действовать властям всех уровней в сфере охраны памятников. Если проект закона будет доработан, в частности дополнен положениями об экспертизе, и принят осенью, то, возможно, в скором времени некоторые объекты утратят свой “ценный” статус. И ветхие исторические здания станут обыкновенными домами, на снос или ремонт которых можно будет просить деньги из Фонда содействия реформе ЖКХ.
Понятно, что на проведение полной инвентаризации необходимы колоссальные деньги и силы. К этому процессу должны быть подключены историки, искусствоведы, археологи и активная общественность. Просто из-за того, что дом физически изношен, из списка его не исключат. Нужен всесторонний анализ каждой “деревяшки”. Городские власти намерены обратиться к вновь созданному Министерству культуры Красноярского края с просьбой об изыскании бюджетных средств на эти цели. Есть еще вариант: инвентаризация в рамках разрабатываемого “Проекта планировки исторической части Красноярска”. Если с дома снимут статус памятника и он будет снесен, в центре города освободятся земельные участки. В проекте планировки будет отражено, какие комплексные инвестиционные программы будут на них реализованы. Городские власти готовы разработать предложение для застройщиков, и в случае, если у дома статус памятника останется. Компания, расселившая жителей за свой счет, получит в собственность объект с обременением по восстановлению памятника.
Сегодня ситуация с памятниками в Красноярске похожа на рассыпавшийся паззл с потерявшимися частичками. Чтобы картинка собралась воедино (памятники были отремонтированы, не-памятники снесены, жители переехали подальше от падающих на головы потолков), нужен хорошо проработанный закон, программы финансирования и взаимодействие федеральных, краевых и городских властей.
Иначе проблема жителей развалюх “со статусом” и обеспокоенной общественности через полтора года станет проблемой общекраевого масштаба. С 1 января 2010 года вступает в силу норма, по которой нельзя будет выдавать разрешение на возведение объектов капитального строительства, если в субъекте Федерации нет документов территориального планирования. В Красноярском крае на программу территориального планирования с 2005-го по 2011 годы будет выделено более полумиллиарда рублей. Но она может забуксовать: без учета всех объектов культурного наследия, их статуса, зон охраны документы территориального планирования будут недействительными. А разрешение на любое новое строительство в городе окажется невозможным.