Две загадочные буквы
Здание художественного музея имени Василия Сурикова, что на улице Парижской коммуны, известно всем. По прекрасным выставкам, по традиционным музыкальным вечерам. Кажется, что так было всегда. Однако еще в начале 80-х здесь размещалась детская больница. Хорошо помню, как носила сюда передачи племяннице и всякий раз останавливалась перед входом, разглядывая кованые буквы “В. Г.” и гадая, что они могут означать…
Обладательницей этих инициалов была Вера Гадалова, жена красноярского купца, потомственного и почетного гражданина города Петра Гадалова. Муж и подарил ей дом, который возвели на углу Гостинской улицы и переулка Дубенского. Имя автора проекта не менее известно — Владимир Соколовский. Историки рассказывают, что Гадалов специально возил его в Италию, чтобы изучить одноэтажные дворцы — палаццо.
…Вера Гадалова. Какой она была? Кем она стала для нашего города? Долгие десятилетия об этой женщине ничего не говорили. Причина в общем-то понятна: из-за принадлежности к купеческому сословию она угодила в скорбные списки ГУЛАГа. Первые теплые слова о Гадаловой появились в красноярской прессе лишь после распада Союза.
Родилась она в Москве, в семье купцов Яковлевых, в 1867 году. Однако судьба распорядилась так, чтобы девушка переехала в Сибирь. В облике судьбы перед ней предстал молодой красноярский купец Петр Гадалов. Он и увез Веру, ставшую его женой, на берега Енисея. Домашние хлопоты, большое хозяйство, родившиеся дети — Иван и Вера… Но не только этим занималась супруга Гадалова. Пожалуй, главным ее делом стала благотворительность.
Началось все с Дамского комитета. Цель его деятельности была самая благородная — помощь русским воинам (началась русско-японская война). Уже в марте 1904 года от Гадаловых через Дамский комитет солдаты получили много различных товаров на крупную сумму. Затем комитет организовал драматический спектакль для сбора денег в пользу раненых воинов и семейств запасных нижних чинов, призванных для войны с Японией. Вера Гадалова была казначеем. Сохранились свидетельства о том, что было собрано 675 рублей (для сравнения: килограмм сахара стоил 50 копеек). Позже в городском саду постоянно организовывались народные гулянья, где в том числе и через лотерею собирали деньги в пользу нуждающихся.
После Русско-японской Дамский комитет вместе с врачами начал проводить дни благотворительных базаров в пользу больных туберкулезом (болезнь тогда свирепствовала в Красноярске). Акция получила название — День белой ромашки: дамы с самого утра развозили по городу цветы и продавали их. Деньги шли на борьбу со страшным недугом.
Началась первая мировая. Вместе с мужем Вера Николаевна устраивает в доме госпиталь-санаторий для раненых, собирает теплые вещи для солдат. Входит в попечительский совет Красноярской женской гимназии. Особенно много делает для детей-сирот: устраивает для них игры, проводит православные праздники и художественные вечера. Гадаловы и другие известные красноярские купцы, Кузнецовы, несколько десятилетий финансово поддерживают Владимирский детский приют. В 1913 году Вера Николаевна становится его попечительницей. В то время там содержались 73 девочки-сиротки. Помимо обязательных предметов их обучали светским манерам, шитью, кулинарному искусству.
Дом, о котором идет речь, к тому времени был уже по-
строен. Вера Гадалова обустроила там даже настоящий зимний сад: в специальных кадках ниже уровня пола высадили лимонные и апельсиновые деревья. Само здание было просто великолепным: отделка в стиле модерн, многочисленные ниши, изразцовые печи (их много позже обнаружили при реставрации), витражи (к сожалению, примерно в 30-х годах они были разбиты). А еще супруги собрали прекрасную коллекцию картин.
Наверное, никто из известных людей не миновал этого гостеприимного дома, оказываясь в Красноярске. Сохранились фотографии с изображением знаменитого норвежского путешественника Фритьофа Нансена, когда он находился в гостях у Гадаловых (кстати, в память о его пребывании в нашем городе на фасаде музея установлена табличка). Бывали здесь министры, член Государственной думы Востротин и даже, говорят, будущий японский император Хирохито.
…В мае 1918 года умер Петр Гадалов. 30 тысяч рублей, на которые он был застрахован, Вера Николаевна отдает на содержание приютских детей. А сама снова и снова устраивает лотереи и вечера, ищет продукты, деньги на ремонт помещения. А потом наступил 20-й год — большевики закрыли приют. И Вера Гадалова забирает сирот в свой дом: не могла же она, истинная христианка, бросить их на произвол судьбы.
Было принято считать, будто хозяйка и коллекцию картин, и сам особняк подарила городу. Однако это, оказывается, далеко не так. Весной 1924 года власти просто-напросто выселили женщину из ее же дома, вместе с собственными детьми, вместе с сиротами, которых она приютила. А дальше было еще хуже, еще страшнее. В 1932 году за принадлежность к купеческому сословию члены семейства оказались в ГУЛАГе.
Вера Николаевна Гадалова, честнейшая, благороднейшая женщина, три года провела в сталинских застенках. Ее дочь Вера — гораздо дольше, целых 19 лет. Сына Ивана расстреляли в печально знаменитом 1937 году. Сама же Вера Гадалова немного не дожила до Великой Отечественной войны, умерла предположительно в 1940 году в Крыму, в Ялте. Так закончилась славная и трагичная история этой семьи.
…А в здании, принадлежавшем Вере Гадаловой, сейчас музей. Дом этот на улице Парижской коммуны как будто специально выстроено под храм искусства. И то, что он носит имя нашего великого земляка-живописца, исторически справедливо: Суриков был вхож в семью Гадаловых. И именно глава семейства выделил деньги на рисовальную школу, которую Василий Иванович вместе с Дмитрием Каратановым открыл в Красноярске в 1910 году.