Проспект культуры

Ирина Нечитайло: «Когда ты хороший кукловод, то можешь оживить даже чайник»

Актриса театра кукол о том, почему работа кукольника схожа с игрой на музыкальном инструменте.

Ирина Нечитайло: «Когда ты хороший кукловод, то можешь оживить даже чайник»

Премьера детского спектакля “Собака, которая не умела лаять” по мотивам одноимённой сказки итальянского писателя Джанни Родари состоялась в апреле в Красноярском театре кукол. Главную роль в нём сыграла молодая актриса Ирина Нечитайло. Мы поговорили с ней о работе в театре.

— Ирина, как можно обращаться к артисту театра кукол? Есть ли какие-то выражения, на которые может обидеться актёр?

— Есть оговорочки про “театр кукол” и “кукольный театр”. Мы, когда учились, сами говорили “кукольный”, а нас поправляли: “Ай-яй-яй, кукольный театр — это маленький домик, а мы театр кукол!” Но сейчас тоже к такому выражению спокойно относятся, и мало кто бьёт себя кулаком в грудь за “настоящее” название.Насчёт названия профессии — правильно и “кукольник”, и “кукловод”, и “актёр театра кукол”. Мы себя и так и так называем.

— Как вы пришли в профессию?

— В детстве я вообще не знала, что такое театр кукол, — ни разу в Иркутском театре не была. Изначально я училась в балетной школе в Улан-Удэ, в 16 лет из-за болезни пришлось от балета отказаться — решила поступать на актрису. А в тот год в Иркутском театральном училище набирали только кукольников. Я сначала расстроилась — казалось, это же какие-то “зайчики-белочки”, что-то избитое и неинтересное. Решила всё-таки год отучиться, а потом перепоступить на актёра драмы.

Мне повезло: мастером курса был главный режиссёр Иркутского театра “Аистёнок” Юрий Уткин, невероятный специалист в своём деле. Он-то нам и показал, что театр кукол бывает абсолютно разным, а на сцене происходит магия и непонятно, где заканчивается кукла и где начинается человек. Я влюбилась в это волшебство и осталась. Хотя быть кукловодом непросто. Куклы бывают разных видов — марионетки, перчаточные, тростевые, маппеты, пальчиковые, плоские… И каждый нужно освоить, поэтому у кукольника двойная нагрузка — он должен играть за себя и “за того парня”.

— Обычно кажется, что играть в театре кукол несложно: стоит актёр, просто шевелит куклой и говорит писклявым голосом.

— Это советские стереотипы. Сейчас и время другое, артист должен выходить на “живой план”, где актёр и кукла — партнёры. Спектакли тоже очень изменились, и мы не прикрываемся куклой — мы поём, танцуем так же, как и актёры драмы. Опять же, мне кажется, что тогда было модно делать голос как из мультика. В настоящий момент этого почти нет, режиссёр чаще всего отталкивается от возможностей актёра и его органики. Весь театральный мир стремится к естественности в образе, в том числе и в театре кукол.

— Знаю, что многие зрители ходят в театр “на актёра”. Есть ли такое в кукольном театре? Видят ли вас за куклой?

— Не так часто, как в других театрах, но такое случается. Помню, после премьеры спектакля “Паровозик” за кулисы ко мне пришла девочка и подарила самодельного единорога. Её мама рассказала, что они ходят именно на меня: “Мы вас очень любим и следим за вашими спектаклями. Дочь вам сама единорога сшила”. Это было очень приятно. Подобные ситуации бывают достаточно редко — в моей практике была пара-тройка таких зрителей. Дети запоминают скорее яркую куклу, чем актёра. Была ещё история. В 2014 году мы поставил спектакль “Мой волшебный носок” для самых маленьких. Этой постановкой открывали бэби-сцену на 24 зрителя. Ко мне на премьеру тогда пришла маленькая зрительница. Она же посетила этот спектакль в 2022-м. Прошло восемь лет, и уже 12-летняя девочка ко мне подошла и сказала, что она была на той самой премьере. В этот момент, конечно, себя очень странно ощущала: “Что? Сколько лет прошло? А сколько мне тогда?!”

— Есть ли у вас любимые роли?

— Скорее, любимые спектакли. “Мой волшебный носок” — самый любимый. Во-первых, это моноспектакль, ты на сцене один с куклой, нет ничего, кроме тебя, носка-героя и корзины. Нет музыки и декораций. Перед тобой 12 детей, и тебе нечем и некем прикрыться. Тогда ещё никто не делал бэби-спектаклей, и было ощущение прыжка в прорубь. Стоишь, будто голый, и нужно своей энергией заполнить зал и удерживать внимание детей весь спектакль. Мне кажется, бэби-спектакли — очень важный опыт, это не для всех.

— А у кукольников есть “роли мечты”? Например, каждый драматический актёр мечтает сыграть Гамлета.

— У кукольников те же мечты. Ставится тот же Шекспир, и ты хочешь сыграть Гамлета или Офелию. Или есть особый материал, который хочешь сыграть. Для меня это “Синяя птица” Метерлинка. Обожаю эту сказку — мне кажется, материал совершенно кукольный. Готова сыграть любую роль.

— В роль надо вжиться. Надо ли вам вживаться в куклу?

— Кукла — как музыкальный инструмент. Даже если ты, например, гитарист и уже умеешь играть, к каждому новому инструменту надо подстраиваться. Так и с куклой. К ней нужно приноровиться, выяснить, как она ходит, лежит, сидит, если смотрит на тебя, то под каким углом. А во время спектакля, когда выводишь своего героя на первый план, то никто уже не должен обращать внимание на твоё лицо, в тот момент не ты играешь, а персонаж в твоих руках.

— Вы рассказали, что кукол бывает много видов с самым разным “управлением”. Какие самые любимые?

— Самые интересные для меня — цирковые марионетки. Они на нитях, как обычные марионетки, но в них есть свой фокус — например, она может жонглировать или ходить на руках. Такие куклы, к сожалению, мало кто делает, потому что это довольно дорого и сложно. Но они интересны для артиста в плане кукловождения.

Когда ты хороший кукловод, то можешь оживить даже чайник. Мне лично интересно работать с небольшими куклами. В условиях камерности нужно каждый жест выверять. Наверное, балетное прошлое сказывается — я танцую куклами. Конечно, огромные тростевые куклы китайского театра, например дракон, тоже впечатляют.

— В театре недавно состоялась премьера спектакля “Собака, которая не умела лаять”. О чём постановка и почему её стоит посмотреть?

— Мысль очень простая — как важно иметь свой собственный голос. Жила-была на свете Собака, которая не встречала других собак. И захотела она научиться лаять, но как это делать — не знала. И все, с кем она встречалась, её пытались по-своему научить: Петух — кукарекать, Кукушка — куковать, Фермер вообще считал, что Собаке нужно помалкивать. И только встретив другую Собаку, она поняла, какой должен быть у неё голос. Я бы всем порекомендовала посмотреть спектакль. Это одна из немногих постановок, где нет отрицательных персонажей. У всех героев разный характер, и они не злые. Недавно задумалась, насколько это важно. Когда вокруг много агрессии и негатива, важно посмеяться над простыми шутками и немного отдохнуть душой.

Рекомендация

Ирина Нечитайло посоветовала, на какие спектакли в театре кукол стоит обратить особое внимание.

— Первый спектакль для совсем маленьких — “Круглый год”, про времена года без слов. Очень лиричная постановка.

— Для детей до 12 лет — “Собака, которая не умела лаять”.

— Для подростков — “Я кулак. Я А-Н-Н-А”. Спектакль заставляет думать. Он о том, что часто нас не слышат. О буллинге, школе и своём месте в мире.

— Для взрослых — “Мнимый больной” для развлечения или “Затворник и Шестипалый” для размышлений.

Досье

Ирина НЕЧИТАЙЛО

Дата и место рождения: 1 января, Иркутск

Образование: В 2010 году окончила Иркутское театральное училище по специальности “Актёр-кукловод и руководитель творческого коллектива” (мастер курса — Юрий Уткин).

Карьера: с 2010 по 2011 год работала в труппе Иркутского театра кукол “Аистёнок”. В феврале 2011-го поступила на службу в Красноярский театр кукол. С 2016 по 2018 год преподавала актёрское мастерство и была разработчиком детских образовательных программ в Открытом молодёжном университете. Поставила частный спектакль для самых маленьких “Очень прожорливая гусеница”. В 2018 году вернулась в труппу Красноярского театра кукол.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА