Новости
Отдохни, человек, ты устал!
Первое и уже окончательно решенное дело — ограничение рабочего дня дальнобойщиков восемью часами. Такая идея возникла у министра транспорта Игоря Левитина во время недавнего инспектирования федеральной трассы М5 “Урал”, соединяющей столицу с Челябинском.
Кто ездил по этой дороге, тот знает, насколько она коварна и трудна — несмотря на кажущуюся “ прямоту”, большегрузными “перевертышами” в кювете здесь никого не удивишь. По мнению министра (полностью подтверждаемому статистикой ГИБДД), немалая доля таких аварий — следствие элементарной усталости водителей. Трасса усыпляет шоферов, “ворует” у них концентрацию. Схожая ситуация наблюдается и на большинстве других дорог общероссийского значения в различных регионах страны.
— Когда ты находишься почти сутки за рулем, наступает какое-то зомбированное состояние, — рассказывает сотрудник одного из красноярских автотранспортных предприятий, бывший дальнобойщик Юрий Казанцев. — Во-первых, ширина дорог и качество покрытия на многих участках оставляют желать лучшего. Во-вторых, непросто ехать по длинным прямым участкам в чистом поле — порой кажется, что ты стоишь на месте, а мимо тебя по бокам проносятся столбы линии электропередачи. Когда нет вокруг ориентиров, за которые может зацепиться взгляд, начинаешь клевать носом от всей этой монотонности. Случаев, когда кто-то из шоферов засыпал за рулем, — предостаточно.
По неподтвержденной официально, но имеющейся в Интернете информации, сам министр транспорта стал свидетелем дорожной ситуации, когда на трассе М5 в районе Пензы большегрузная фура вдруг поехала по встречной полосе — благо движение в это время было неактивным и трагедии удалось избежать. Оперативная проверка показала — водитель уснул за рулем. После этого Левитин не стал откладывать дело в долгий ящик и сообщил, что с 1 января 2009 года нахождение за рулем грузовика более восьми часов будет являться грубым нарушением. Кроме того, крупные автомобили станут в обязательном порядке подвергаться техническому переоснащению.
“У дальнобойщиков на машинах будет стоять датчик, который просто отключит двигатель. Хочет — не хочет ехать, машина не заведется”, — сказал министр на совещании в Пензенской области. Таким образом планируется снизить количество ДТП, которые часто возникают из-за усталости водителей.
Конечно, столь ответственные шаги не предпринимаются спонтанно — просто из-за того, что влиятельный государственный муж испугался попасть под колеса фуры. Скорее всего, все было определено заранее, а этот случай на дороге стал лишь яркой иллюстрацией непростой ситуации на российских трассах и подтверждением правоты такого решения.
Еще одно обстоятельство, на которое обратил внимание Игорь Левитин, — на трассе М5 “Урал” не хватает стоянок для большегрузных автомобилей. Министр предложил привлекать бизнесменов для ликвидации этой проблемы. “У нас есть интересные решения по организации автосервисов на дороге. Мы поддерживаем бизнес, субсидируем две трети ставки рефинансирования банка тем, кто занимается дорожным бизнесом”, — попытался оправдаться губернатор Пензенской области Василий Бочкарев. Но факт остается фактом — мест для стоянки и отдыха в самом деле не хватает. Впрочем, Левитин “успокоил” губернатора тем, что и в других регионах России этот вопрос по-прежнему актуален. И это еще одно направление, в котором в ближайшие годы Министерство транспорта намерено хорошо потрудиться.
Еще одно серьезное нововведение, касающееся улучшения ситуации на российских дорогах, будет относиться к населенным пунктам. В городах (особенно крупных), как известно, безопасность движения — в прямом смысле вопрос жизни и смерти. Владимир Путин, еще будучи президентом, неоднократно заявлял, что проблему следует решать без отлагательств. Статистика свидетельствует, что ежегодно в стране на дорогах гибнет количество людей, соизмеримое с населением крупного областного центра. Вдумайтесь только: каждый год Россия по причине ДТП “теряет” целый город! С детскими садами, школами и институтами…
Дмитрий Медведев почин своего предшественника в этом вопросе поддержал. Согласно поправкам, которые он несколько дней назад внес в федеральное законодательство, лицензии автошколам теперь будут выдавать с согласия ГИБДД. Этот шаг призван хотя бы частично ограничить доступ на дороги “случайных” автомобилистов — тех, кто в процессе обучения не приобрел необходимых для безопасной езды знаний и навыков, но, тем не менее, водительским удостоверением обзавелся. Каждого в отдельности, конечно, не проверишь, но вот усовершенствовать всю систему подготовки — можно.
Теперь в обязанности сотрудников ГАИ будет входить проверка учебно-материальной базы автошкол. Правда, здесь возникают определенные опасения. Председатель Красноярского движения автомобилистов Иван Смолин неоднозначно относится к этому нововведению: “Плюсы в том, что действительно будут отсеиваться самые недобросовестные автошколы. Другой момент: как показывает практика, очень часто это может оказаться методом давления на тех, кто “не понравился” сотрудникам ГИБДД”.
И еще одно важное усовершенствование: правительство намерено ужесточить наказание для водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. Сейчас, если в автомобильной аварии по вине нетрезвого водителя пострадали люди (речь идет о вреде здоровью легкой или средней степени тяжести), автомобилист наказывается штрафом или лишением прав. Уголовная ответственность предусматривается, если люди пострадали серьезно или погибли. В новом законе предлагается ввести в Уголовный кодекс “такой признак состава преступления, как нахождение лица в состоянии опьянения”. Наказанием для автомобилистов станет тюрьма с обязательным лишением водительских прав на срок до трех лет.
Таким образом, власть в законодательном порядке намерена разом ликвидировать самую страшную формулу состояния водителей: “уставший — неквалифицированный — пьяный”. Именно эти три причины, по данным ГИБДД, в сумме приводят к 90 (!) процентам трагедий на магистралях. Остальные 10 процентов списываются на состояние дорожного покрытия и на сложные погодные условия.