ЖКХ и благоустройство
Как коммунальные машины справляются с уборкой города
Сразу с наступлением постоянных положительных температур КДМ переодели по сезону.
После долгой суровой зимы горожане традиционно отмывают свои балконы, лоджии и окна, а красноярские коммунальщики усиленно очищают дороги и тротуары от скопившейся за холода грязи. Весной, когда появляется первая зелень, особенно хочется видеть город умытым и опрятным. Можно ли в миллионном городе справиться с такой колоссальной уборкой вручную? Конечно, нет. Благо, что у коммунальных организаций есть помощники в виде самой разной техники. В сегодняшнем номере “Городских новостей” мы продолжим наш совместный с муниципальным спецавтотранспортным предприятием (САТП) спецпроект и расскажем о том, какую работу в городе выполняет коммунальная дорожная машина (КДМ).
Городские мойдодыры
Что умеет коммунальная дорожная машина? Очень многое. О зимних навыках этой техники “Городские новости” рассказывали в номере от первого марта. Ведь в начале календарной весны в Красноярске обычно остаётся ещё уйма зимней работы для КДМ: отсыпка дороги противогололёдным материалом, очистка проезжей части от снега. Мы ведь не в Краснодаре живём, а в центре Сибири.
Но сейчас год окончательно повернул на тепло, снега нет и в помине, лёд растаял, однако дел у этой техники пока не убавилось.
Сразу с наступлением постоянных положительных температур КДМ переодели по сезону. Вместо бункера для противогололёдного материала на машине теперь большой бак для воды. Передний снегоотвал и установка для песчано-соляной смеси заменены на поливомоечные рейки. Всё летнее оборудование подключили к стандартному пульту. И теперь водители КДМ — это не победители снега и льда, а главные городские мойдодыры. А чтобы мытьё дорог и тротуаров проходило как можно более основательно, на машину установили щётки.
— У КДМ несколько программ для управления этим навесным оборудованием, сами щётки могут быть в двух вариантах, — рассказывает Антон Старовойтов, технический директор САТП. — Первый вариант используется для очистки технических тротуаров, которые уже оборудованы на многих дорогах Красноярска: они отделяют проезжую часть от пешеходного тротуара, от газона. На них в ход идут горизонтальные щётки. Второй вариант — щётки, которые моют разделительный брус, такой, как установлен, например, на улице Шахтёров.
Чистим улицы с шампунем
Чтобы хорошенько отмыть город от зимних наносов, одних щёток недостаточно. Если их использовать всухую, пользы не будет. Наоборот, получишь больше вреда: специальное оборудование только поднимет пыль, которая скоро снова осядет на дороге. Но затем КДМ и нужен бак с водой, чтобы не дать грязи ни единого шанса. Вода подаётся на дорогу через переднюю поливомоечную рейку, оснащённую несколькими форсунками. Водитель коммунальной дорожной машины управляет этим оборудованием буквально парой нажатий на кнопки пульта: он может менять направление работы портативной мойки в зависимости от поставленной задачи.
КДМ смачивает дорогу, тротуар или разделители либо чистой водой, либо смесью со специальным шампунем. Да-да, с шампунем улицы моют не только в столице России городе-герое Москве, но и в нашем любимом Красноярске! Специальные средства помогают убрать с поверхностей лужи от машинного масла, следы от шин и другие грязные пятна, в общем, промыть дорогу максимально качественно.
Выбор — почистить дороги с шампунем или без него — зависит от задач, которые перед САТП ставит муниципалитет.
Дуэт с пистолетом
Помыть проезжую часть с тротуарами и оставить грязными остановки, мусорные урны, шумозащитные экраны и другие придорожные элементы городской инфраструктуры? Это, конечно, не дело. Уборка должна быть комплексной. Однако навесная установка КДМ, пусть и с подвижными форсунками, просто физически не дотянется до многих уличных объектов. Поэтому для их очистки используется другое важное приспособление — моющий пистолет. Он присоединён длинным шлангом к баку с водой. Ресурс в это устройство подаётся под большим давлением, поэтому удобное ручное приспособление способно справиться даже с большой грязью. Правда, для управления моющим оборудованием водителю КДМ нужен напарник — оператор. Так что зачастую в рейс на коммунальной дорожной машине сотрудники САТП выходят дуэтами.
Пыли — бой
Борьба с пылью в краевом центре — отдельная история. Наш город долгие столетия называли Краснопыльском: из-за особенностей почвы серая взвесь в атмосфере считалась обычным явлением. Сейчас свободные земельные участки стараются занимать газонами, чтобы укрепить грунт, а дороги в тёплое время года орошают водой. Проводят такие водные процедуры именно с помощью коммунальной дорожной машины — КДМ с этой задачей справляется отлично.
— Задняя рейка, с помощью которой зимой распределяется соляной раствор, в тёплое время года используется для пылеподавления, — объясняет Старовойтов. — Чтобы в городе легче дышалось, мы под большим давлением через форсунки задней рейки распыляем воду. Выглядит это эффектно: по дороге движется фонтан, а в солнечные дни вокруг КДМ образуется радуга. Технология позволяет насытить воздух влагой и хорошо прибить пыль.
Не стоит забывать и о том, что орошение проезжей части летом помогает бороться с ещё одной проблемой — образованием колеи. В жару асфальт начинает плавиться, и колёса тяжёлых машин его буквально продавливают. Если же дорогу поливать холодной водой, покрытие проезжей части можно спасти от деформации.
Как работает техника САТП, можно увидеть в режиме реального времени. Каждая машина оснащена бортовым контролёром ГЛОНАСС. Данные о передвижении поступают в онлайн-режиме круглосуточно. Это помогает сотрудникам, ответственным за уборку города, в реальном времени равномерно распределять технику по городу.