Новости
Город идет направо
У развивающегося города много проблем. И отрадно, что беспокоятся о развитии Красноярска не только власть имущие. Подтверждение тому — письмо нашего читателя, которого интересует будущее правобережья.
В последнее время в свете создания Красноярской агломерации много говорится о развитии города, — пишет нам Владимир
Павлович Пискунович. — У меня есть два вопроса-пожелания, которые через вашу газету я хотел бы задать руководству города. Известно, что в современных границах Красноярска свободной площади для застройки очень мало. В советское время планировалось развитие города в сторону юга. С этой целью в районе улицы Матросова в скальный массив Торгашинского хребта была сделана выработка — транспортный проход длинною около 1 километра существует и по сей день. Планировалось, что этот проход откроет для градостроителей площади за хребтом. В начале 90-х работа прекратилась. Интересно, возобновится ли этот проект? Второй вопрос. Будет ли организован путепровод в районе Заводского проезда, который свяжет пр. Красноярский рабочий и ул. Энергетиков? В 2000 году в комитете по архитектуре на это предложение мне ответили: “Генеральным планом Красноярска в последней редакции (проектировщик — Институт урбанистики, С.-Петербург) предусматривается пробивка районной магистрали через коммунальные зоны и строительство путепровода через железную дорогу в районе платформы Октябрьская — от пр. Красноярский рабочий до ул. Говорова жилого района Энергетики. За пределами расчетного срока генерального плана после 2020 года эта магистраль соединит правый и левый берега города в районе Зеленой Рощи”. И вообще хотелось бы узнать, как в ближайшие годы будет развиваться правобережье.”
В управлении архитектуры администрации Красноярска ответили, что проекта по освоению территории за Торгашинским хребтом нет ни в действующем Генеральном плане, принятом в 2001 году, ни в Генплане 1972 года. Более того, никаких разговоров о таком проекте не ведется. Красноярск может развиваться только в своей черте.
Город имеет четкие границы, и он не вправе посягать на территории соседних районов.
Что касается вопроса о путепроводе в районе платформы Октябрьская, то в ни в Ген-плане, ни в Комплексной транспортной схеме он не предусмотрен. Этот проект возможен в перспективе после 2020 года. Кстати, то письмо от управления архитектуры, на которое ссылается читатель, датировано 2000 годом, еще до принятия действующего сейчас Генплана. Возможно, такой проект рассматривался, но по какой-то причине перенесен за расчетный период Генерального плана, т.е. после 2020 года. Появление этого путепровода, а также моста в районе Зеленой Рощи не исключено. После 2015 года начнется подготовка нового Генплана, при работе над ним предложения красноярца будут рассмотрены.
Если говорить о развитии правобережья в целом, то в действующем Генеральном плане обозначены все основные направления застройки этой части города. С точки зрения градостроительства главная проблема правого берега — дефицит свободных территорий под застройку. С одной стороны правобережье ограничено заповедником “Столбы”, с другой — Торгашинским хребтом. Свою лепту вносит и тот факт, что правый берег — промышленный район. Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий и собственно сами их территории вносят жесткие ограничения на возможность жилищного и гражданского строительства. В этом плане проблемными для Ленинского района остаются поселки Технический, Фестивальный, Причал. Они планируются под снос, но так как практически все они находятся в санитарно-защитных зонах других предприятий, жилищное строительство в дальнейшем там невозможно.
— Сложившаяся на правобережье застройка не может предполагать активного строительства, как, например, в Советском районе, — говорит начальник управления архитектуры администрации города Вадим Пирогов. — Основной путь развития на ближайшие годы — снос ветхого жилья. В Свердловском районе — это снос бараков в поселке Водники, застройка Пашенного. В Кировском районе примером тому служат проекты застройки района ул. Вавилова — ул. Семафорной, поселка Первомайского (на пересечении улиц Кутузова и Маяковского). В Ленинском районе — проект застройки квартала в районе улиц Крайней и Чайковского, комплекс жилых домов в районе улиц Машиностроителей и Даурской. На более дальнюю перспективу, согласно Генеральному плану города, многоэтажное строительство предусмотрено в поселке Энергетики. Со сносом имеющегося малоэтажного жилого фонда там появятся 3 микрорайона. Под многоэтажную застройку предстоит снести оставшиеся ветхие жилые дома в Черемушках. Район Верхней Базаихи частично остается малоэтажной застройкой, частично будет застроен пятиэтажными домами.
Еще один путь развития правобережья — освоение бывших производственных площадей. Так, например, на территории судостроительного завода началось строительство микрорайона Южный Город. На дальнюю перспективу предусмотрено освоение части территории судоремонтного завода. На территории нефтебазы также предусмотрено жилищное строительство. При этом производственные мощности выведут за черту города.
Для разрешения транспортных проблем правый берег ожидают большие стройки — реконструкиця развязки на Предмостной площади, “прокол” под железнодорожными путями в Свердловском районе, который свяжет улицы Семафорную и Свердловскую, и строительство южной объездной дороги по улицам Саянская, Грунтовая, Тамбовская, Одесская с транспортной развязкой в районе КрасТЭЦ. Нельзя не упомянуть о четвертом автомобильном мосте через Енисей, который появится рядом с железнодорожным мостом.
— Что ждет правобережье после 2020 года, когда действие существующего Генплана закончится? — говорит Вадим Николаевич. — Безусловно, главная строительная площадка — Кузнецовское плато. Также на примете так называемый район Красная Горка — между Черемушками и ст. Зыково. Но эту территорию освоят только тогда, когда будут организованы подъездные пути. При разработке следующего Генерального плана необходимо учитывать строительство 5-го автомобильного моста. Согласно уже проведенным исследованиям транспортных потоков, его створ будет проходить через улицу Белинского на остров Татышев с выходом на Затонскую, Грунтовую до Мичурина с включением крупных автотранспортных развязок и расширением проезжей части дорог.