Новости

Без пятерки не поступить

Без пятерки не поступить

Без пятерки не поступитьИ все же “Восток — дело тонкое”. Трое победителей прошлогоднего конкурса “Золотой кадровый резерв”, вернувшись из Поднебесной, полностью солидарны с одним из героев знаменитого фильма “Белое солнце пустыни”. Почти месяц молодые красноярцы жили в столице Хэйлунцзянской провинции — Харбине. Они побывали на международной Харбинской ярмарке и даже присутствовали при подписании эпохального для этой провинции соглашения с Гонконгом. Стажировкой в Китай молодые люди остались довольны.

Зарубежная поездка — главный приз для победителей золотого кадрового резерва. Третий год лучшие представители красноярской молодежи имеют уникальную возможности — пройти стажировку за границей.

Дорог каждый метр

— В Китай мы ехали не бесцельно. Перед нами стояла задача познакомиться с работой китайских предприятий, установить контакты с молодежными организациями, — рассказывает Владимир Ланцев. — Стажировка предполагала активный обмен опытом. Нам даже работу найти удалось. Во время посещения завода чувствительной техники руководство предприятия попросило помощи в переводе их интернет-сайта на русский язык. Он у них на китайском и английском. Для выстраивания отношений с российскими предприятиями нужен его вариант и на русском. Сейчас мы занимаемся переводом сайта, активно общаемся с китайскими предпринимателями через электронную почту.

По словам Бронислава Егорова, у китайцев стоит поучиться рациональному использованию земли. Там каждый метр на счету, особое внимание уделяется скверам и паркам. Предприятия компактны.

— Поражает отношение китайских властей к предпринимателям, — говорит Бронислав. — Там созданы все условия для стимулирования бизнеса. Вот, например, мы посетили завод по изготовлению датчиков утечки опасных газов. Это небольшое производство, занимает малую площадь. Когда его открыли, государство на три года бесплатно предоставило площадь в аренду, предприятию снизили ставки по налогам, дали деньги на исследования. Благодаря этой поддержке, у компании сразу был хороший стартовый уровень. Сначала бизнес вышел на китайский рынок, сейчас работает и на экспорт. А компании вот-вот исполнится три года. Как раз заканчивается бесплатная аренда. Фирма только в начале пути, а уже настолько развита. Это выгодно и предпринимателям, и государству. Предприятие вышло на тот уровень, когда оно может платить и аренду, и налоги, и увеличивать количество рабочих мест.

На лень нету времени

— Китайцы просто поразили меня своей трудоспособностью, — акцентирует Владимир. — Студенты, да и рабочие, практически не отдыхают. Чтобы получить хорошее место, надо много трудиться над собой. Без отличного знания языка в университет поступить невозможно. При поступлении в вуз неважно, на какую специальность, язык является обязательным, и его надо сдать на отлично. У нас наоборот: я поступал на физфак, русский сдал на тройку, и этого хватило. Главное — по физике пятерка. Если китаец будет плохо учиться, он не сможет поступить в университет, получить хорошее образование, а следовательно, и хорошую работу. Китайцев с детства приучают много учиться. Причем принцип учебы у них не такой, как у нас, — попытаться оптимизировать процесс мышления, не заучивать, а понимать, — у них учеба строится на зубрежке. Китайский студент учится по 12 часов в день. Свободное время использует для изучения домашнего задания. Это вполне объяснимо, их более полутора миллиарда человек, и за место под солнцем идет очень жесткий отбор, конкуренция, все пытаются выжить.

Красноярцы отмечают: китайцы очень открыты, приветливы и дружелюбны. Люди старшего поколения постоянно говорили им “хоросо”. Дискомфорта от пребывания в чужой стране молодые активисты не испытывали. Единственное, как только тема беседы переходила на политику, китайцы сразу напрягались и меняли предмет разговора.

— Сложности возникли в установлении контактов с молодежными организациями. Вот где я наглядно увидел вес компартии для жителей Поднебесной, — делится Владимир. — Чтобы представители студенческой организации пообщались с нами, нужно добро самой компартии. Без согласования встречи на любых уровнях невозможны. Попытки завязать контакты напрямую сразу пресекаются. За 20 дней нам так и не удалось добиться разрешения. Зато мы установили контакт с представителем Харбинской зоны развития, он поможет нам завязать знакомство в компартии. Следующие ребята, которые поедут в Китай, уже будут иметь зеленый свет.

Созерцая красоту

— Харбин очень интересный город. Хотя он и промышленный парк, но архитектуре уделено особое внимание. Много скверов, зеленых зон. Конфуцианский принцип — любование природы, сочетание технологических процессов и природы здесь во всем, — говорит Юлия Петунина. — В первый вечер мы вышли прогуляться на набережную реки Сунгаре. У перил стояли люди и любовались закатом. Все притихли и наблюдали, как солнце прячется за горизонт. Было тихо и спокойно. Птичья реакция: солнце садится, все примолкли. Потом опять заголосили.

По профессии Юлия искусствовед, и в Поднебесной ее интересовало, как учат в Китае художников. Она побывала в институте искусств Хэйлунцзянского университета. К удивлению красноярки, китайские студенты-художники не рисуют натюрмортов. Никаких чайничков и плюшечек. Только живая натура или пейзаж.

— Интересно обучение китайских студентов классическому искусству, — продолжает Юлия. — Там есть четкий набор мотивов: горы, вода, птицы, цветы. У нас от студента требуют композиции, авторского начала. В Китае главное — соблюдение традиций. Студент открывает альбом классика, из одной картины берет птичку, из другой — дерево, из третьей еще что-нибудь. Авторское начало только в том, как разместить эти элементы на своей картине. И то, видимо, расположение элементов тоже определено канонами.

На выставке работ студентов педуниверситета Юлия обратила внимание на одно из произведений. Гипсовая фигура человека, сидящего на коленях, похожая на кокон. Он без рук, только голова и ноги. Перед ним стоит столик прозрачного стекла, на нем красной краской, похожей на кровь, написаны какие-то иероглифы. “В этой работе я увидела крик души против каллиграфии. Композиция очень красива, интересна, необычна. Хотя в целом, познакомившись с китайским искусством, пришла к выводу, что художественное образование в Китае ориентировано на мировой рынок. Студентов учат делать то, что покупается”, — резюмирует Юлия. С одним владельцем частной галереи она договорилась о партнерстве — творческом обмене молодыми художниками. Зимой планирует отвезти красноярских художников на Харбинский фестиваль ледовой скульптуры.

— Невозможно оставить без внимания жизнелюбие и оптимизм китайцев: за все 20 дней мы не встретили ни одного человека в депрессии. Умеют они радоваться жизни во всех проявлениях и развлекают себя всеми возможными способами — старички занимаются ци-гуном, поют и пишут водой на тротуарах иероглифы, а молодежь любуется этим и гоняет на роликах и скейтах, — отмечает Юлия.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА