Наука и образование
В Красноярске проходит исторический квест для школьников
Найти место, изображённое художником, и сделать фотографию — таким было одно из заданий для участников.
Узнаёте место, изображённое на картине Бориса Ряузова? Написана она более сорока лет назад, и что-то в городском пейзаже уже сильно изменилось. Но внимательные красноярцы сразу поймут, где это. Перекрёсток проспекта Мира и улицы Диктатуры Пролетариата был для автора знаковым — художник видел его каждый день из окна собственной квартиры.
Пробежимся по центру
Найти место, изображённое художником, и сделать фотографию — таким было одно из заданий для участников квеста, состоявшегося в нашем городе. Игра стала частью масштабной акции “Красноярск. Моя семья в “Летописи Победы”, приуроченной ко Дню Победы. Организаторы мероприятия — главное управление образования и управление молодёжной политики и туризма администрации города.
Школьникам предстояло продемонстрировать знание творчества и фактов из биографии художников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Главной локацией стал центр города. Ребята из семи команд — по числу районов получали на свои смартфоны задания, выполнив которые переходили на следующий уровень. Школьникам предстояло вспомнить, что им известно о Борисе Ряузове, Андрее Поздееве, Евгении Абалакове, Валентине Войно-Ясенецком. Маршрут квеста состоял из мест, которые так или иначе связаны с этими именами.
— Такой формат был для меня экспериментом, организация мероприятия понравилась, — поделился впечатлениями один из участников Алексей Крылов, ученик гимназии № 16. — Не могу сказать, что задания были сложные — они, скорее, интересные. Историю я люблю, и для меня это увлекательное хобби. В будущем планирую работать в IT-сфере, но знание истории пригодится в любом случае.
О враче и альпинистах
С заданиями квеста все участники справились отлично. Как выяснилось, самая известная для ребят личность — Андрей Поздеев. Его работы всегда узнаваемы, скульптуру художника в центре города видели все.
Неплохо знакомы школьники и с творчеством Бориса Ряузова. В его наследии есть серии работ, посвящённые Великой Отечественной войне, Красноярску мирного времени. Его городские этюды написаны в 70–80-е годы прошлого века. Для современных детей это достаточно давно. Но на картинах всё родное и узнаваемое — центральные улицы, речной вокзал, стадион, кварталы правобережья.
О Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком знают многие юные красноярцы. Архиепископ, гениальный хирург, учёный, автор научных трудов… Но вот немногие слышали, что врач и священнослужитель ещё и хорошо рисовал. Талант проявился в юности. Из биографии архиепископа Луки известно, что после окончания гимназии он выбирал между медициной и рисованием, брал уроки живописи в частной школе. Но в дальнейшем всё-таки решил стать врачом, чтобы помогать людям. Талант художника он впоследствии воплотил, иллюстрируя свои научные труды. А вот менее всего ребята ориентируются в творчестве Евгения Абалакова. Подготовка к квесту и само мероприятие позволило больше узнать детям о скульпторе, художнике и альпинисте. Личностью он был разносторонней.
— Ребятам интересно узнать о судьбе и самого Евгения Абалакова, и его брата Виталия. Вот так, оттолкнувшись от названия улицы, дома, где жила семья, дети захотели узнать больше о земляках, — рассказывает Ольга Бурцева, учитель истории школы № 34.
Те, кому интересна эта тема, могут посетить специальную экспозицию. К 115-летию со дня рождения нашего земляка в Красноярск перевезли его творческое наследие и семейный архив. Выставка, посвящённая Евгению Абалакову, действует до сентября в музее “Мемориал Победы”.
Исследовать свою семью
После квеста команды встретились в Доме кино на подведении итогов патриотической акции. Ещё в марте ученики красноярских школ присоединились к проекту, где изучали историю своей семьи и на основе архивных материалов времён Великой Отечественной войны создавали видео о своих родных, которые внесли вклад в Победу.
Такие форматы — игровые, познавательные, исследовательские — один из способов увлечь современных школьников историей. Ребята должны сами захотеть погрузиться в книги, архивные материалы, увидеть, что за параграфами учебников — судьбы, события, подвиги.
— История — это совсем не скучно. Проблема в том, что не все формы способствуют возникновению интереса у детей, — говорит Марина Чернышкова, заместитель руководителя главного управления образования. — Обычный урок — только один из способов изучения материала. Перед участниками этого проекта стояла интересная учебная задача, где материалом была их собственная семья. Нужно найти информацию, поговорить с родственниками, почитать, изучить контекст, оформить в современном видеоформате и презентовать. Когда ты в это погружаешься, когда через историю семьи выходишь на историю страны, хочется узнавать ещё больше. Важно не только сохранить память, но и научить детей работать с исследовательским материалом.
Кому-то из участников особенно повезло. Им посчастливилось лично встретиться и поговорить с ветеранами, которые могут рассказать о военной юности. Такие интервью для детей ценны тем, что ты сам можешь задать вопросы участникам великих событий.
— Патриотическую акцию мы проводим уже семь лет. И каждый год становится открытием как для нас, так и для самих ребят. Ведь мы узнаём новые истории героев войны. Материалы по крупицам собраны школьниками и их родными. Это истории о героических подвигах и о больших потерях, о фронтовой любви и фронтовой дружбе. И абсолютно каждая такая история уникальна, — отметила руководитель главного управления образования Марина Аксёнова.