Новости
Знания без сердца
Единый госэкзамен в России в этом году сдавали почти два миллиона человек. В целом основной оценкой российских одиннадцатиклассников стала тройка. Четверть всех выпускников получили двойки по математике и литературе. Спасло их в этом году только одно: по двум обязательным предметам, к которым относятся русский язык и математика, и литературе в этом году применялась система “плюс один”. То есть не сдать эти три предмета ученик в принципе не мог
Стоит напомнить, что с 1 января 2009 года результаты ЕГЭ будут учитываться при поступлении в вуз или техникум в обязательном порядке. Канут в Лету и поблажки.
Несмотря на то, что решение по поводу введения обязательного ЕГЭ — окончательное и бесповоротное, недовольных новой системой итоговой аттестации не становится меньше. В середине сентября должна пройти всероссийская акция протеста против ЕГЭ. В Конституционный суд России уже направлены запросы инициативных групп родителей из Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара по поводу соответствия ЕГЭ Основному закону страны. Мамы и папы, чьи дети сдавали в этом году обязательное тестирование, в своем обращении ссылаются на статью 21 Конституции, которая запрещает проводить эксперименты над гражданами России без их согласия. Дальше — больше. Две недели назад в Госдуму внесен законопроект, отменяющий обязательность прохождения Единого государственного экзамена в российских школах. В свою очередь, министр образования Андрей Фурсенко заявил, что готов отстаивать законность ЕГЭ в Конституционном суде.
Причиной активных действий противников ЕГЭ называют рекордное для нынешнего года количество поданных апелляций. Недовольные отметками школьники подали 20 тысяч официальных претензий. Правда, как пояснили нам в краевом агентстве образования, причина увеличения количества двоек и апелляций — чисто арифметическая. ЕГЭ в 2008 году сдавали больше одиннадцатиклассников, чем в предыдущие годы. Увеличилось и число предметов. Общее число полученных оценок стало больше, а вместе с ними — и “неудов”. Если брать процентное соотношение, то особой динамики в ту или другую сторону не наблюдается.__ __Так, например, в 2008 году в Красноярском крае около двух процентов от всех выпускников подали апелляции, примерно такая же статистика — по прошлому и позапрошлому годам. Приблизительно такие же данные называются и по России в целом.
Многие преподаватели, как и родители, не в восторге от тестовой системы. Считают ее не объективной при оценке знаний. Чиновники от образования ищут истоки такой нелюбви к ЕГЭ со стороны учительского сообщества совсем в другом. Дело в том, что в скором времени зарплату педагогов в России могут поставить в зависимость от успехов учеников. С таким предложением выступили представители нескольких регионов. Они предлагают ввести зависимость квалификационной категории учителей, а значит, и их зарплаты, от результатов Единого госэкзамена. Это станет частью эксперимента по введению новой системы оплаты труда, который стартовал в прошлом году.
Новая система оплаты работы учителей начала действовать с 1 сентября прошлого года в 34 регионах. В большинстве из них качество образования конкретного учителя приравнивали к оценкам школьных тестов или ЕГЭ. Итоги, увы, оставляют желать лучшего. В Псковской области, где проводится такой эксперимент, выяснилось, что 24 процента педагогов могли бы улучшить свою категорию, 46 процентов ее подтвердили, а категории 30 процентов учителей, наоборот, могут быть понижены.
Поэтому педагоги недовольны инициативой властей: введение новой системы оплаты труда предполагает не только дифференцированное повышение зарплаты, но и ее понижение.
Согласно результатам опроса фонда “Общественное мнение”, одобряют введение Единого госэкзамена 18 процентов, не одобряют — 36. Эксперты считают, что ЕГЭ вызвал столь бурную реакцию в обществе в первую очередь потому, что наглядно продемонстрировал то, о чем все догадывались, но как-то не хотели верить — у нас упало качество образования.
Но, как говорится, отрицательный результат — тоже результат. Удручающие итоги нынешнего ЕГЭ могут побудить вновь вернуться к методике преподавания гуманитарных дисциплин в школе. Стало очевидным, что необходимо изменить подход к гуманитарному образованию. Бесполезно заставлять современного ребенка заниматься зубрежкой и выдавать набор знаний. В условиях сегодняшней информационной среды он предпочитает заниматься тем, чем интереснее. Было решено облегчить ситуацию с помощью ЕГЭ, унифицирующего качество знаний “на выходе”, но при этом содержание образования не пересматривалось. И преподаватель литературы, к примеру, вместо того чтобы учить ребят размышлять, грамотно писать, вынужден строить свою систему преподавания так, чтобы получить хороший результат по ЕГЭ, то есть зубрить.
Но оттого, что мы заставим ребенка выучить все даты рождения наших писателей, даты написания ими крупных произведений и количество этапов в их творчестве, мы не научим его читать так, чтобы книга давала ответ на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Гуманитарное знание всегда относительно, интерпретационно. Со временем оно становится частью сознания человека, а оно у каждого — свое. Если заставлять ребенка читать литературный текст с тем, чтобы потом пересказать его, то текст перестает быть художественным. Но если читать его, чтобы увидеть позицию автора, с которой можно согласиться или не согласиться, это совсем другое дело. То же самое — с историей. Можно выучить огромное количество исторических дат, но при этом не понимать тенденций развития истории, без чего трудно воспринимать реальность, в которой мы живем.
Еще во времена Средневековья в русской культуре сформировалась важнейшая мысль о том, что знание “без сердца” приносит больше вреда, чем пользы. Отечественная система образования, начиная от императорских университетов и гимназий и школ советской эпохи, понимала, что нельзя учить водить рукой пером по бумаге и при этом не учить думать. Наше образование исторически носит менее прикладной, более развивающий, общефилософский характер. Начиная со второй половины XIX века и на протяжении всего XX века всегда, когда формулировалась цель государственного образования, на первом месте стояло воспитание (другое дело, как это получалось). Предполагалось, что образовательная система должна воспитывать. А воспитывать узкоутилитарно невозможно. С помощью воспитания в сознании человека формируется система ценностей. Сегодня же появилась тенденция рассматривать образование как рыночную услугу. В результате мы можем получить американскую модель образования, а значит, со временем начнутся изменения в нашем национальном мировоззрении. Так что необдуманные манипуляции в области образования попросту могут стереть Россию с карты мира как суверенную державу.