Проспект культуры

В музее Ряузова проходит выставка работ художественных династий

Через произведения раскрываются истории из жизни семей красноярских художников.

В музее Ряузова проходит выставка работ художественных династий

Профессиональные династии, где люди разных поколений занимаются одним делом, всегда вызывают уважение. Будь то сталевары, лётчики или врачи. В этом смысле и художники — не исключение.

Переплетение судеб

Сотрудники музея художника Бориса Ряузова уже не раз обращались к теме семейного творчества. Но брали за основу, как правило, какую-то конкретную “ячейку общества”, члены которой посвятили жизнь изобразительному искусству в разных его проявлениях. А вот нынешняя выставка существенно отличается от других, поскольку через произведения раскрываются истории из жизни семей красноярских художников, которые тесно общались между собой и так или иначе влияли на творчество друг друга.

Без помощи экскурсовода разобраться здесь довольно трудно, поскольку зритель, особенно неискушённый, может только визуально оценить работы. Но после объяснений искусствоведа приходит понимание того, как удивительно переплетаются судьбы красноярских мастеров.

Отдельный уголок посвящён семье Ряузовых, которая является, пожалуй, самым ярким примером подобного рода династий. Борис Яковлевич, первым став художником, увлёк своим делом жену Нину Васильевну, затем брата Николая и свою дочь.

Леночка и дама в шляпе

...На фото — три красноярских мастера в орденах и медалях. Но объединяет их не только военное прошлое. Например, “Портрет матери”, который стал ядром экспозиции, был выполнен фронтовиком Яковом Еселевичем к юбилею Марии Семёновны Ряузовой. Вот дом в деревне Покур, откуда она переехала к сыну, чтобы помогать по хозяйству (тему раскрывают любовно испечённые ею брусничные пирожки), любимое кресло Бориса Яковлевича, которое дети превращали в горку, когда папы не было дома. Этюд Нины Ряузовой с видом из окна здания на проспекте Мира (позже на его основе муж напишет один из своих известных городских пейзажей). А вот и память о товарищеском состязании двух коллег-мастеров на пленэре: две льдины на енисейском берегу в исполнении Ряузова и Еселевича.

В экспозиции сразу привлекает внимание стена, где расположены портреты. Здесь очень чётко прослеживаются как раз династические линии. К примеру, Юрий Худоногов в работе “Леночка” изобразил свою пятилетнюю дочку (чтобы девочка спокойно посидела на одном месте, ей в это время читали сказку “Снежная королева”). Елена стала искусствоведом. Годами позже её муж Валентин Теплов написал портрет супруги, известный почитателям его таланта под названием “Дама в красной шляпе”.

Произведения Якова Еселевича соседствуют с графикой его дочери Ольги, где она вспоминает своё детство: “Зимние заботы”, “Сборы в дорогу”. Ирина и Владимир Окрух представили совместную работу “Ангел и демон”. Рядом расположены картина Александра Краснова “Тайское солнышко” и керамическая композиция его супруги Елены “Целитель. Ликвидация похмелья” (на голове страдальца умостился кот).

Юлия и Евгений Поротовы видят себя как единое целое: на выставке представлен их “Автопортрет” в традициях северного этноса. Достойная последовательница своих родителей Надежда Ряузова предлагает зрителям серию “Сказки на холсте” (на одной из работ Красная Шапочка читает волку книжку... о Красной Шапочке).

Отдыху на даче посвящены картины Сергея и Ларисы Гурьевых: “Плоды лета”, “Яна”. И ещё одна, где изображена декоративная капуста, но название очень странное — “Пиобола”. Оказывается, имя этой работе, ёмкое и интригующее, дал маленький внук Гурьевых. Малыш прибежал посмотреть, чем занимаются взрослые, увидев капусту, вдруг вскрикнул: “Пиобола!” И побежал дальше по своим детским делам.

Вопреки стереотипам

Интересно представлено на выставке разноплановое творчество семьи Вороновых: портрет первой жены Дмитрия Хворостовского Светланы, эскиз декорации к телепроекту “История из предысторий”. Особо хочется отметить декоративную скульптуру “Возвращение домой” Марии Вороновой. Однажды в плацкартном вагоне рядом с ней ехали дембели-моряки. Вопреки стереотипам вели себя очень прилично, обсуждали, как встретятся со своими девушками и близкими, натирали значки и бляхи, брызгались одеколоном...

— Изначально я хотела запечатлеть именно этот образ забавного, чуть карикатурного дембеля, — рассказывает Мария Воронова, — но, когда я скульптуру слепила и стала покрывать глазурями, решила попробовать новую для себя технику — обвары, она даёт эффект такой слегка пятнистой, погорелой поверхности. И получился неожиданный образ не весёлого дембеля, а солдата, опалённого войной, может быть, с какой-то трагической историей. И маленький рельеф в виде домика, который изображён у него в волосах как мысли о грядущем, по-новому заиграл.

Тему художественных династий полнее всего, наверное, отражает работа Константина Войнова “Отражение”. Здесь и его супруга, художница Людмила, и сам автор, и река Усолка, на которой он вырос, и фото ушедших уже родителей, и тканая дорожка на полу, и книги... Такой вот очень тёплый и наполненный семейный портрет.

20 мая 2022 года на Ленина, 127 пройдёт музейная ночь по теме “Искусство объединяет”. С 18.00 до 19.00 желающим предлагается кураторская экскурсия по выставке о художественных династиях Красноярска “Семейные истории”. С 19.00 до 20.00 состоятся мастер-классы, а затем — творческая встреча с этнохудожниками Юлией и Евгением Поротовыми.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА