Новости

Рассекая волну

Рассекая волну

Рассекая волнуСитуация с речным транспортом в нашей стране по-русски классическая. С одной стороны, Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Аналогов Единой глубоководной системы в европейской части России, включающей в себя крупнейшие реки, их притоки и межбассейновые соединения, нет нигде. С другой, управлять таким богатством эффективно пока не получается — слишком разрозненны и хаотичны компании, работающие на рынке водных перевозок.

После перестройки судоходные компании акционировались и стали налаживать бизнес по организации речных перевозок. Бизнесменам пришлось бодаться с государством за свои права. Предприятия постепенно стали объединяться в некоммерческие организации, например, Ассоциацию портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ), созданную в 1995 году. За тринадцать лет работы ассоциация может похвастаться лишь некоторыми изменениями в законодательстве и привлечением внимания федеральных властей. Это бурно обсуждалось на ежегодном собрании членов АПСРТ, состоявшемся в Красноярске, где присутствовало более 100 представителей судоходных компаний России.

Чтобы понять, о каком объеме внутреннего водного хозяйства идет речь, на собрании по традиции были озвучены цифры. Внутренний водный транспорт (ВВТ) сегодня — это более 100 тыс. км водных путей, около 700 судоходных гидротехнических сооружений, 128 речных портов, около 32 тыс. судов различного назначения, более 1 880 хозяйствующих субъектов, 1 580 из них осуществляют перевозочную деятельность. В отрасли занято 142 тысячи работников. Более 80 процентов грузов, доставляемых в районы Крайнего Севера, обеспечивает именно ВВТ. В общем объеме грузовых перевозок транспортного комплекса России ему принадлежит существенная роль в перевозках строительных (27 процентов) и лесных (15 процентов) грузов, зерна, удобрений, черных металлов, нефти и нефтепродуктов. Для целого ряда территорий ВВТ является безальтернативным средством сообщения.

По результатам навигации 2007 года объем грузоперевозок вырос на 13,7 процента, объем пассажирских перевозок — на семь.

— Речное хозяйство сегодня огромно. Как и проблемы, связанные с ним. Главное, с чем нам приходится бороться, это законодательство и налоговые службы, — рассказал президент АПСРТ Александр Зайцев. — Земли речных портов расположены в границах земель поселений, а значит, на них устанавливается наивысшая кадастровая цена и большая ставка земельного налога. При этом автомобильные дороги освобождены от земельного и имущественного налога, также не платится налог на имущество железных дорог. Мы считаем, что это недобросовестная конкуренция внутри страны. Кроме того, возникают проблемы с передачей нам недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности. Управления Росимущества пытаются организовать конкурсы, хотя это противоречит постановлению Правительства РФ о передаче имущества в аренду лицу, являющемуся собственником, с которым передаваемое имущество связано по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначения. Прокуратура направляет исковые заявления о взыскании с речных предприятий сумм неправомерного обогащения за счет использования объектов федеральной собственности. И это еще не все проблемы.

Обновление флота

Одна из главных проблем современного речного флота — создание и внедрение новых типов судов. Около 70 процентов капиталовложений на развитие отрасли в целом выделялось на обновление флота тридцать лет назад. Сегодня 10—15 процентов флота признано негодным. А строительство новых судов могут себе позволить только очень крупные судовладельцы. Государственные капиталовложения резко прекратились, а тяжелое финансовое положение судоходных компаний (каждое третье предприятие речной отрасли является убыточным) приводит к острой необходимости поиска альтернативных вариантов строительства и обновления флота.

— Материально-техническая база износилась настолько, что большая часть флота и портового оборудования не может быть введена в действие. Строительство нового проблематично — один только металл за год подорожал на 80 процентов. Мы надеемся, что начнет действовать программа субсидирования 2/3 процентной ставки по кредитам на строительство судов, иначе эта проблема не решится, — комментирует Александр Зайцев. — Поэтапное ограничение ресурса транспортного флота по возрасту грозит тяжелыми последствиями для отрасли. Уже длительное время число снимаемых с учета Российским речным регистром судов значительно превышает количество принимаемых на учет. Есть риск, что освободившуюся нишу на внутренних перевозках быстро займут иностранные судовладельцы, активно стремящиеся завоевать рынок внутренних водных путей России.

В последние годы действует Руководство по обновлению речного флота, рекомендующее частичный ремонт судов, но это лишь немного сдерживает катастрофическое его убытие. Ситуация осложняется тем, что для успешного развития бизнеса речных перевозок необходимо создание совершенно новых судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания.

Водный путь

Рассекая волнуНо даже полное обновление водного транспорта не решило бы проблем речного судоходства. За последние двадцать лет ухудшилось состояние всех составляющих инфраструктуры водных грузоперевозок: флот состарился, габариты большинства водных путей сократились, ухудшилось состояние гидротехнических сооружений. Когда-то великолепная водная система сегодня сдерживает речные грузопотоки. Современные речные суда с увеличенной грузоподъемностью сегодня просто не смогут пройти по некоторым рекам и шлюзам: не хватит глубины и объема воды. Это последствия отказа от долгосрочного планирования с учетом изменения экономической ситуации. Речники приводят простые примеры: только рост нефтедобычи в стране может дать прирост грузопотоков более 120 млн тонн. Это затронет все основные водные артерии — Волгу, Лену, Енисей. Только на Лене грузопоток должен вырасти в шесть раз, а инфраструктуры для этого нет. В итоге судоходные градообразующие предприятия теряют заказы, становятся банкротами, сотни людей оказываются на улицах.

Чтобы избежать этого, необходимо просчитать эффективность перевозки каждого конкретного груза различными видами транспорта и сравнить. Все, что выгоднее перевозить по рекам, “спускается на воду”. После этого сравниваются пропускные способности водных путей с объемами грузов, которые по ним необходимо перевезти, и принимаются решения по габаритам водного пути. Это колоссальный объем работ, который сегодня никем не выполняется в полной мере.

Надежда у речников лишь на заметное усиление внимания к вопросам водных перевозок со стороны федеральных властей.

— Водные пути — государственная собственность. По бюджетному Кодексу ни один даже самый богатый регион не может выделять средства на их содержание — это нецелевое расходование средств. Большая часть из 100,4 тыс. км судоходных водных путей России в заброшенном состоянии. Ждем, когда будут выделены средства по подпрограмме “Развитие водного транспорта”. На ремонт шлюзов, поддержание габаритов водных путей и строительство новых судов планируется выделить 206 млрд рублей, из них 167 млрд из федерального бюджета, — поделился исполнительный директор АПСРТ Венедикт Сулаберидзе.

Пока политика государства такова: строить новые суда без увеличения грузоподъемности, чтобы не вкладывать дополнительные средства в дноуглубительные работы.

Кадровый вопрос

— Средняя заработная плата на речном флоте 12—15 тыс. рублей. О каком развитии может идти речь? — возмущается Владимир Алипов, представитель “Ленского речного пароходства”.

Специалисты констатируют: если море еще остается привлекательным для молодежи, то на речной флот выпускники работать не идут. Речная отрасль зависит от навигации, а значит, рентабельность ее недостаточно высока по сравнению с другими производствами и уровень оплаты не такой уж большой. Пока флот держится на людях советского поколения, на вакантные должности зачастую конкурсного набора нет.

Привлекательность работы на речном транспорте будет такой же высокой, как и на морском, только при восстановлении утраченного объема речных перевозок, улучшении качества судов и, соответственно, увеличении оплаты труда и повышениии престижа профессии. Пока же АПСРТ выпускает рекомендации по восстановлению сети профессиональных заведений для подготовки массовых профессий (рулевых-мотористов, слесарей, крановщиков) и нахождению правовых способов закрепления на производстве специалистов, получивших бесплатное образование.

Что дальше?

Национальных проектов, касающихся внутреннего водного транспорта, сегодня нет. Но есть “Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.” и “Концепция развития внутреннего водного транспорта РФ”. В скором времени ожидается приход на рынок внутреннего водного транспорта России множества иностранных судов, а значит, придется всю систему водных путей дотягивать до европейских стандартов. Сегодня на Волго-Балтийском водном пути в рамках “пилотного” построена и проходит пусковые испытания первая на ВВП России контрольно-корректирующая станция дифференциальных поправок ГЛОНАСС/GPS. Задачи обеспечения безопасности плавания, предстоящее вступление России в ВТО, поэтапное открытие ВВП России для иностранного флота сегодня не терпят отлагательств. Как и вопросы формирования механизмов государственно-частного партнерства в отношении объектов федеральной собственности водных путей и их экологической безопасности. Реки сегодня эксплуатируют не только транспортники, но и рыболовецкие компании, ГЭС. Однако обеспечение мировых экологических стандартов сегодня возлагают только на предприятия-перевозчики.

Речники уверены, что в пользу внутреннего водного транспорта сегодня говорит в первую очередь его безопасность: по официальным данным, аварийность на водном транспорте в 12 раз ниже, чем на железнодорожном, и в 137 раз ниже, чем на автомобильном! Кроме того, речной транспорт является наиболее экологически чистым и наименее энергоемким видом транспорта.

— Кстати, мы много говорили о проблемах внутреннего водного транспорта. А ведь красноярцам есть чем гордиться, — улыбается Александр Зайцев. — Совершенно точно, что Красноярский край сегодня на первом месте по степени развития речного транспорта среди других регионов. Востребованность услуг речников выросла с началом разработки нефтяных месторождений. Для обеспечения вашего флота пришлось даже 10 судов перегонять к вам из Оби. Красноярск ярко демонстрирует закон: есть перевозки — есть флот!


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА