Новости

Зеленый шум

Зеленый шум

Зеленый шумЧто такое два жирафа? Это тонна земли, около 57 тысяч цветов и 10 видов растений. Да больше двух недель работы специалистов, преобразивших Суриковский сквер. Цветочные фигуры животных — первое, что приходит на ум, когда говоришь о зеленом строительстве в Красноярске. Несмотря на то, что медведь, петух, семейства слонов, жирафов, лосей и черепах — это лишь малая его часть, ведь данное направление городского благоустройства многогранно и находится в постоянном поиске новых форм.

Сейчас уже кажется, что звери с цветочными шкурами жили в краевом центре всегда. На самом деле первая фигура вертикального озеленения — медведь — появилась лишь пять лет назад как подарок горожанам к 375-летию Красноярска. Тогда успех таежного гостя был невероятный, все стремились с ним сфотографироваться, а то и ухватить на память кусок “шкурки”.

Когда цветочный мишка появился в проекте, администрация города собралась было пригласить китайских специалистов-озеленителей, мастерство которых в мире ценится довольно высоко. К тому же Китай, как и в остальных сферах жизни, брал количеством: по объемам строительства цветочных работ он лидировал несомненно. Однако мастера из Поднебесной заломили такую цену, что дешевле вышло отправить красноярских специалистов на обучение в Голландию, законодательницу цветочной моды. Вывезенные ими оттуда идеи и технологии украшения городской среды, как показало время, идеально прижились на сибирской земле. Что же касается самих озеленителей, то в 2004 году, например, их позвали в Монголию — опытом делиться. А Красноярск сегодня по праву считается одним из лидеров в России по благоустройству.

— Вертикальное озеленение у нас получается замечательно, но есть один недостаток: мы пока делаем маловато фигур, — считает заместитель начальника управления архитектуры администрации города Владимир Чепижко. — Хотелось бы надеяться, что со временем сможем создавать больше, что будем осваивать другие возможности этого направления. В частности, озеленение фасадов у нас пока представлено только в секторе усадебной застройки, меж тем на южных стенах домов прекрасно бы себя чувствовал хмель. Можно также озеленять перекрытия, крыши домов. Все это, во-первых, очень красиво, во-вторых, дает дополнительный кислород, что так важно для большого города.

Впрочем красноярские озеленители каждый год пробуют две-три новых идеи, и практически все они отлично приживаются. Например, недавно на фонарных столбах появились подвесные корзины с живыми цветами — горожане уже оценили. Так что, видимо, в течение ближайших лет фасады красноярских домов действительно украсит зелень, и город станет еще немного уютнее.

— Почему-то считается, что самый зеленый сибирский город — это Омск. Я был там несколько раз и не могу сказать, что это на самом деле так, — говорит Владимир Чепижко. — Судя по всему, омичи просто включили в статистику все пригородные леса. А мы раньше даже островные не включали. Если это сделать, то цифра получается весьма внушительной, даже выше нормы: 17,4 квадратных метра на человека.

По официальным данным, в целом площадь зеленых насаждений в пределах городской черты — 8 тысяч 139 га. Из них так называемого общего пользования — 1 605 га (это и получается 17,4 квадрата зелени на одного красноярца). Причем деревьев в городе становится все больше: посадка идет не поштучно, а целыми массивами. Как говорит Владимир Чепижко, это планируется заранее, во время проектирования новых жилых кварталов. Например, застройка микрорайона Белые росы и площадки комбайнового завода еще не началась, но в городской администрации уже знают: и там, и там высадят много деревьев, благоустроят набережную, сделают скверы, аллеи и, может, даже бульвары. “Кстати, бульваров в Красноярске почему-то мало, непопулярны они у нас, — отмечает Владимир Николаевич. — Очевидно, такова специфика города”.

Немногие знают, что открытый недавно возле МВДЦ “Сибирь” сквер был запланирован еще в далеком 1983 году, когда проектировалось новое здание крайкома партии. “Но как-то все руки не доходили”, — говорит Чепижко. Теперь вот дошли, и только через двадцать лет, на праздновании 400-летия Красноярска, строительство сквера будет завершено. “Это ведь долгий процесс: пока деревья станут большими, аллеи сформируются, газоны, клумбы, пока появятся малые архитектурные формы, — замечает Владимир Николаевич. — Да и чтобы народу парк полюбился, тоже время требуется. Дома по соседству наверняка вырастут быстрее”.

Некоторые красноярцы бесконечно строчат в инстанции жалобы на строителей, которые убирают деревья, очищая площадку под будущий дом или бизнес-центр. Пишут, очевидно, исключительно по привычке: ведь, как говорят в управлении архитектуры, на каждое вырубленное по необходимости дерево приходится два новых.

— В свое время они выросли на территории, отданной генпланом под застройку, соответственно, их приходится убирать. И неважно, в каком районе города это происходит, в центре, в Северном или на правобережье, — объясняет Владимир Чепижко. — Одно могу сказать: управление зеленого строительства администрации Красноярска постоянно компенсирует эти потери, причем высаживает ровно в два раза больше деревьев, чем было вырублено. Что особенно приятно, качество озеленения в последние годы выросло, подход стал намного грамотнее: если раньше при сдаче жилого дома рядом втыкали саженцы, которых почти и не видно было, то теперь высаживают уже вполне солидные, не моложе пяти лет деревья с комом.

Напомним, эта технология, используемая специалистами УЗС администрации города в последние годы, во-первых, обеспечивает лучшую выживаемость насаждений, во-вторых, позволяет проводить работы практически круглогодично — ведь летом у красноярских озеленителей и так забот хватает.

— Хотелось бы отметить еще один приятный момент: наших строителей уже давно не приходится уговаривать или просить провести благоустройство территории возле готового объекта, — говорит Владимир Чепижко. — Я замечаю, что теперь компании неформально соревнуются друг с другом в данном направлении. И это радует.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА