Новости

От "трех игл" - к вееру возможностей

От "трех игл" - к вееру возможностей

От "трех игл" - к вееру возможностейВ конце июля первый заместитель главы города Виталий Бобров подписал соглашение о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Красноярском и Норильском.

Собственно, движение в этом направлении началось еще год назад с появлением Виталия Боброва в
команде управленцев администрации Красноярска. С одной стороны, оно было обусловлено личным фактором — Виталий Павлович, как известно, долгое время возглавлял медный завод и в Норильске человек известный. С другой стороны, есть и факторы объективные. В последние годы связи между Красноярском и Норильском — еще лет пять назад достаточно интенсивные — стали довольно формальными. Это заметно даже по прилавкам магазинов — и в краевом центре, и в индустриальном центре Севера.

То, что восстановление этих связей чрезвычайно важно для края, — очевидно. Не случайно до сих пор у Красноярска существовало подобное соглашение лишь с одним городом России — Москвой.

Однако насколько эффективным может быть такое соглашение, по крайней мере, с точки зрения экономического сотрудничества? Не является ли оно жестом более политическим, нежели реальным? Этот вопрос мы задали начальнику департамента экономики администрации Красноярска Татьяне Зеленской.

По мнению Татьяны Васильевны, соглашение, несомненно, носит рамочный характер. Это объясняется обширностью заложенных в нем сфер сотрудничества. При этом каждое направление в дальнейшем будет развернуто в пакет более конкретных договоренностей. Однако в сегодняшнем виде соглашение открывает возможность для главного — информационного обмена, который позволит найти общие точки соприкосновения. Немаловажным является и обмен опытом, идеями, наработками. Тем более что условия в обоих муниципальных образованиях достаточно резко различаются. Если Норильск — моноотраслевой город, со специфической моделью управления, то для сегодняшнего Красноярска характерно наличие многоотраслевой экономики, которая все меньше зависит от одного крупного предприятия и даже от одной отрасли. В этом смысле очевиден прогресс по сравнению с 90-ми годами прошлого века — временем “трех игл” — страна — на неф-
тяной, край — на никелевой, город — на алюминиевой.

Что же касается экономического сотрудничества промышленных предприятий Красноярска и норильского горно-металлургического гиганта, то оно, по словам Татьяны Зеленской, никогда не прерывалось. Существуют соглашения между рядом красноярских предприятий и НГМК о поставках оборудования.

Но смысл соглашения между Норильском и Красноярском — гораздо важнее, нежели восстановление кооперационных связей. Речь идет о новом интересном процессе государственного строительства. В этой связи надо упомянуть, что наряду с реконструкцией внутрикраевых связей сегодня Красноярск достаточно интенсивно отстраивает двусторонние взаимоотношения с городами СФО, к примеру Новосибирском, Томском… Очевидно, дело в следующем. После хаоса 90-х основной задачей государства стало восстановление “властной вертикали”. Ныне вертикаль отстроена. Но издержки процесса — ослабление связей между соседними муниципальными образованиями, регионами. Возможно, это — одна из причин снижения интенсивности контактов между Норильском и Красноярском. Сегодня наступил этап восстановления горизонтальных связей — как внутри региона, так и за его пределами.

Однако вопрос — если укрепление сотрудничества между Красноярском и Норильском однозначно работает на повышение конкурентоспособности и края, и его столицы, то в чем польза межрегиональных связей? Ведь конкуренция между региональными столицами СФО — существующий факт. Готовы ли Красноярск и тот же Новосибирск обмениваться своими ноу-хау, если сегодня они соперничают в борьбе за титул главного города Сибири? Титул, который будет подкреплен вполне материальными ресурсами Федерации.

Оказывается, вполне можно конкурировать и помогать друг другу. Есть, по крайней мере, одно практическое соображение. Сегодня региональные центры создают собственные стратегии развития, их элементами являются крупные инновационные и инвестиционные проекты, для реализации которых необходимы серьезные финансовые ресурсы — как частные, так и государственные. Информационный обмен позволяет исключить однотипные проекты. Понятно, что если у соседа больше конкурентных преимуществ при осуществлении именно этого проекта, то и инвестиционные получит он.

Впрочем, по мнению Татьяны Зеленской, по совокупности этих самых преимуществ у Красноярска в СФО конкурентов нет. Ближайшие наши соперники — Челябинск и Нижний Новгород.

Главные козыри Красноярска — мощная и, что еще важнее, многоотраслевая экономика, высокий научно-технический потенциал, выгодное территори-ально-географическое расположение и уникальные природно-рекреационные возможности. С точки зрения экономической мощи с краевым центром может соперничать Кемерово, однако там есть слабое звено — единственная ведущая отрасль. Наше же экономическое разнообразие — притягательный фактор с точки зрения возможности найти работу, построить карьеру, обеспечить себе и близким достойные условия жизни. Не случайно Красноярск в последние годы “всасывает” жителей не только края, но и Кемеровской, Иркутской областей. Долгое время центром науки в Сибири по праву считался Новосибирск. Но с созданием СФУ ситуация коренным образом меняется.

Если же преимущества географического расположения будут реализованы в создании портовой зоны Емельяново, то один только этот проект может “втянуть” весь Красноярск и существенно изменить стратегию развития города, видимую сегодня. Наконец, природно-ландшафтное разнообразие территорий, находящихся в непосредственной близости от краевого центра, действительно уникально. Ничего подобного в Западной Сибири нет. Здесь с Красноярском может конкурировать только Иркутск.

Разумеется, сегодня это лишь потенциал, который надо умело использовать. В этой связи соглашение Красноярска и Норильска приобретает еще один смысл. Как известно, сегодня интенсивно прорабатывается масштабный проект Красноярской агломерации. И “курс на север” показывает, что город не собирается замыкаться в агломерационном кольце. Он по-прежнему намерен исполнять роль центра всего региона.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА