Новости
Байки бывалого проводника
Еще несколько лет назад о Ергаках знали только посвященные. Горный массив на стыке Западного и Восточного Саян тянул к себе альпинистов из разных регионов страны. Здесь они не только находили возможность освоить вершины самой разной сложности, но и заряжались энергией от природы необыкновенной красоты. Чего стоит один только Спящий Саян — каменный великан, охраняющий вход в Ергаки! А ведь это только начало…
Постепенно в Ергаки стали приезжать и чайники. Сначала со своими более опытными друзьями, а потом — и в составе групп, которые организуют знатоки здешних мест уже на коммерческой основе. За три года число посетителей природного парка “Ергаки” выросло в десять раз, до 40 тысяч человек. Так что тишину и покой, по крайней мере на основных тропах и стоянках туристической зоны, уже не встретишь. Здесь постоянно слышится: “Здравствуйте!”, “Здравствуйте!”… Желают друг другу здоровья люди совершенно незнакомые. А почему бы нет? На горных подъемах и спусках оно очень даже пригождается.
Особое время — вечер после трудного и долгого восхождения в горы. По традиции и профессионалы, и чайники собираются у костра. Поют песни, травят байки. Бывалые стращают молодых рассказами про черного альпиниста, черного спелеолога и тому подобных черных горцев. Но мы этой классики горного фольклора не услышали — в запасе у нашего проводника Владимира Носова была масса невыдуманных историй, в каждой из которых он лично участвовал. Часть из них Владимир поведал нам.
Кино и немцы
Если бы я собственными глазами не видела телевизионного сюжета о том, что трудных подростков из Германии отправляют на перевоспитание в глухие сибирские деревни, наверное, в эту историю поверить было бы почти невозможно. Но поскольку первая информационная подготовка о гуманных методах немецкого воспитания была пройдена, удивляться оставалось лишь изощренности методов современной европейской педагогики.
Забросом в сибирские деревни немецкие психологи, как оказалось, не ограничиваются. Очередной проект по перевоспитанию они решили провести в Ергаках. В прошлом году Владимиру Носову поступило предложение из-за рубежа: выступить проводником для подростковой группы из Германии. О нюансах проекта инструктору никто не сообщал. О них Владимир узнал на месте.
Как оказалось, в сибирских горах из немецких подростков решили выбивать пафос и пресыщенность жизнью. А лучший способ для этого, подумали педагоги, поместить 13—16-летних ребят в условия, когда главная твоя задача — выжить. Проводника попросили определить для каждого из подростков “личный” квадрат на склоне горы. В этот квадрат, как позже выяснилось, ребят поселили на трое суток. В незнакомой местности. На высоте. В одиночестве. Без продуктов. Без палатки. Питаться они должны были подножным кормом.
— Я объяснил ребятам, как выглядит дикий лук, саранка, луковицы которой можно есть, пучка, черемша, — рассказывает Владимир. — У каждого из них был с собой спальный мешок, нож и альпинистский фонарик. По свету этих фонариков мы и наблюдали за ними. Горит — значит все в порядке. Каждую ночь, правда, по нескольку раз проверяли “испытуемых”, но так, чтобы они нас не видели, ребятам запрещено было с кем-либо общаться.
И что вы думаете? Немцы вполне освоились в Сибири! Из 32 человек только трое не выдержали испытания, попросили освободить их от этого уже на первые сутки. Все остальные как будто всю жизнь жили в условиях лишений и тягот, питаясь чем Бог пошлет.
Эти приключения немцев в Сибири снимало национальное телевидение. Наверное, в воспитательных целях. Мол, будете плохо себя вести — отправитесь жить в Ергаки.
Хотя ребята после трех дней одиночества чувствовали себя отнюдь не подопытными кроликами, а чуть ли не национальными героями: они сделали это! Правда, по информации из Германии, все они вернулись домой шелковыми — дурные мысли покинули их головы если не навсегда, то надолго. Видимо, ко второму эксперименту в горных условиях они пока не готовы. Мало ли что на сей раз придумают педагоги…
Колдовство старинной чаши
Уже много лет в Тыве и Хакасии ходят легенды о горной чаше огромного размера, сотворенной из зеленого металла то ли небом, то ли человеком. Считается, что много веков назад ее использовали для совершения ритуальных обрядов. И если отыскать эту чашу, совершить с ее использованием старинный обряд, обязательно обретешь паранормальные способности. Станешь, в общем, сверхчеловеком.
Поиски охотников за старинной добычей подогревали рассказы жителей Ермаковского района — охотников, грибников, которые видели в Шишпир-тайге (сегодня это — часть природного парка “Ергаки”) большой блестящий предмет, похожий на чашу. Правда, со взглянувшими на него, даже случайно, позже происходили весьма неприятные события. Один охотник, например, рассказывал, что пошел на блеск чаши, и его вдруг ослепило, а когда очнулся — оказался в другом месте и точной дороги к чаше уже не помнил. Другой путешественник после случайной находки за несколько месяцев превратился из здоровенного мужика 120 килограммов весом в ссохшееся создание, а через год попал в автокатастрофу и получил очень серьезные травмы. Но охотников за чашей эти пугающие рассказы не останавливали.
Не остановили они и Владимира Носова, вместе с несколькими единомышленниками тоже отправившегося на поиски. Правда, как утверждает сам Владимир, им двигало отнюдь не желание обрести паранормальные способности, а азарт поисковика. По образованию Владимир историк. Еще в студенчестве начал профессионально заниматься археологией, и уже много лет не оставляет это занятие.
— В том походе у меня была практическая цель — провести археологическую разведку, — говорит он. — Я был абсолютно уверен: в таком месте обязательно найдется что-то эксклюзивное.
К экспедиции готовились основательно. Привлекли к поискам исследователей экстремальных зон, ясновидящую, потомственную шаманку. Каждого из них попросили независимо друг от друга посмотреть на карте Ергаков, где можно искать чашу.
В небеспочвенности рассказов о загадочном предмете участники будущей экспедиции убедились сразу, как только сверили “показания”. Все, кому был задан вопрос, дали одинаковые координаты. Проблема была лишь в том, что каждый из них указывал не на одно, а на два места, как будто бы чаш — две. Выяснить, так ли это, и должны были участники рискованного похода. С собой они взяли спутниковый телефон, чтобы можно было сверять верность пути с оставшимися в цивилизации ясновидящими.
Первый из двух обозначенных квадратов оказался большим озером глубиной более 100 метров. Где искать ту самую чашу? На дне? Впрочем был еще один вариант — остров вдалеке от берега. Добраться до него можно было только на плавсредстве, а лодок с собой искатели не взяли. Пришлось строить плот и на нем добираться к острову. Увы, желанной чаши там не было, хотя и простым это место назвать невозможно.
— Преодолев определенную черту близости к острову, мы ощутили на себе частотное воздействие, которое вызывало большое чувство страха, — говорит Владимир, — а еще в этом квадрате мы обнаружили странные следы — овалы 45 на 20 сантиметров с расстоянием около метра между ними. Они шли примерно 100 метров, а потом исчезали в никуда…
Видя наши недоверчивые взгляды, в которых явно читался скептицизм, проводник тут же добавляет: “Есть фото и видеоподтвержение — мы все фиксировали”. Впрочем к главной цели похода это не приближало. Пришлось выдвигаться во второй квадрат. Расстояние до него, казалось, всего 13 километров, но группа преодолела его лишь за двое суток — по непролазной тайге, речушкам с ледяной водой, подъемам и спускам. Как утверждает Владимир, чашу они все-таки разыскали — природное образование, очень напоминающее этот предмет.
— Мы вновь попали под то же самое ощущение страха, как и в первом квадрате, — говорит он, — а ночью каждому из нас приснился сон с одной и той же сутью, о земном предназначении. Сюжеты у всех были разные, а смысл один. Мистика, одним словом. Кстати, и наши спутниковые телефоны около чаши отказывались работать, хотя вроде бы работают везде.
Стоит заметить, что и свою локальную задачу в том походе Владимир тоже выполнил. Группа обнаружила пограничный знак 300-летней давности, разделявший территорию России и империи Цинн, — пирамиду высотой в 1,5 метра. Еще одной находкой стал огромный череп бизона.
Дорогой скифов
Как гласят легенды, по территории парка “Ергаки” в глубокой древности проходил один из четырех караванных путей из Центральной Азии в Сибирь. Но документального подтверждения этим данным до последнего времени не было. Подтвердить или опровергнуть эту версию могли только специальные археологические изыскания. И в этом году группа из ученых, студентов, школьников предприняла первую попытку таких поисков. Попал в группу и Владимир Носов.
Первая экспедиция уже дала результаты. На берегу Казачьего ручья группа обнаружила 12 курганов периода саглынской культуры — родственного скифам народа, жившего в III—IV веках до нашей эры. Неподалеку удалось найти еще одно скопление курганов, но уже эпохи средневековья. Получается, что Ергаки манили людей во все времена.
— Даже в рядовых захоронениях того периода встречаются золотые украшения, — говорит Владимир, — а это значит, что очень велик соблазн для так называемых черных землекопов. Два из обнаруженных нами курганов уже на тот момент были разграблены, и нужно как можно быстрее сделать описание сохранившихся памятников истории, их паспорта, нанести на карту. Дело осложняется еще и тем, что рядом с местом, где обнаружены курганы, планируется построить спортсооружения для тренировок олимпийцев, и надо успеть провести обследование до начала работ, чтобы ни один ценный с точки зрения истории экспонат не был утерян.
У Носова есть и еще одна идея: разработать совершенно новый маршрут по Ергакам, к тем самым скифским могильникам, чтобы люди не просто шли в горы, но и узнавали при этом интересные факты из далекого прошлого.
Так что история эта еще не закончилась. Она только начинается. И кто знает, может, и нам предстоит когда-нибудь пройти тропою предков…
Медведи в лагере!
Эта история — не совсем от Владимира Носова. И вполне возможно, она не найдет достойного места в коллекции нашего проводника: с ним и не такое случалось. Но для нашей группы, подавляющее число участников которой горы-то видели впервые, и этих впечатлений хватит на год вперед.
…Про медведей, заполонивших леса района, мы услышали еще до похода, в Ермаковском. Чинное течение последнего домашнего обеда перед выездом в горы нарушил зычный голос хозяина: “Таня, почитай-ка им заметочку”. Заметка была из местной газеты, с последней полосы, и сообщала она совсем нерадостную весть — жительница одного из поселков района пошла за грибами и не вернулась. Обнаружили ее за околицей, судя по всему, женщину убил медведь.
Радушные хозяева с интересом смотрели на нашу реакцию: испугаются, откажутся, останутся в Ермаковском? Но не тут-то было. Нас такими газетными байками не испугаешь.
Не испугаешь нас и песенкой про медведей, которую в первый “горный” вечер воодушевленно пели ребята из международного альпинистского отряда — екатеринбуржцы, челябинцы, турки, датчане. Они сочинили ее здесь же, в Ергаках, поскольку рассказы о медведях в те дни на большой стоянке озера Светлое были хитом сезона. По ночам особо активные туристы шумели на всю округу, пугая мифических хозяев тайги, которых никто в глаза не видел. И это скорее развлекало, чем беспокоило. Точно так же, как и первые, по нашим предположениям, поиски медвежьих следов.
…Дорога наша к скале Птица пролегала через добрый сказочный лес, не предвещавший никакой беды. И вдруг проводник говорит: “А теперь посмотрите под ноги, это следы медведя”. Дальше по тропе следы эти встречались вновь и вновь, даже после того, как лес закончился и тропа круто взяла вверх. Уже и мы начали недоумевать: что же мишке на такой высоте делать? Владимир в конце концов сжалился над глупыми городскими жителями, отрубив: “Хватит вам, это друг человека”. Следы оказались собачьими. Обижаться на шутку смысла не было, и не только потому, что развести нас труда не представляло, но и потому, что разум подсказывал — повстречать на пути собаку куда приятнее, чем медведя. А научные выкладки Владимира о популяции медведей в природном парке, наглядно свидетельствующие, что на много километров в округе проживает не больше шести особей, окончательно утверждали в мысли: рассказы о медведях — местный туристский фольклор.
На следующий день успокоительное в виде наукообразных слов действовать перестало. Следы на тропе от озера с не оставляющим никаких надежд на спокойствие названием — Медвежье — за собачьи признать было очень трудно. Таких больших собак не бывает! И столько продуктов переработки они не оставляют! Это он, медведь. “Медведица, — поправляет Владимир, — и два медвежонка, годовалый и совсем маленький”. Но страшно почему-то снова не было. Может, потому, что рядом — бывалый проводник, а скорее всего потому, что, несмотря на наглядное подтверждение присутствия косолапого, в очную встречу все равно не верилось. И только вечером, в лагере, Владимир признался: судя по характерным звукам в лесу, свежести шагов (и не только шагов) медведи были совсем рядом.
А через несколько часов на Светлое вернулась группа ермаковских школьников, уходивших в дальний поход с ночевкой. Их “трофеи” переполошили весь лагерь: прокушенная банка из-под сгущенки, обслюнявленная и заботливо облизанная палатка, кружка с вогнутым дном. В нее отчаянно стучали ребятишки, пытаясь отпугнуть непрошеных гостей — медведицу и медвежонка. Ушли они, только расправившись со всеми съестными припасами ребят. На полянке после ухода хозяев тайги остались только рассыпанная соль и надкушенная шоколадка “Альпенголд”. Иностранное лакомство нашим медведям по вкусу не пришлось.
…Прощальный костер на Светлом догорел. История похода подходила к своему логическому завершению. Завтра утром собирать палатки — и в цивилизацию. Но последняя шутка “остаемся здесь еще на три дня, ведь не видели самого главного — Висячего камня” прошла на ура. Расставаться с легендой никому не хотелось.