Стадион
Александр Близневский: «Доступность «Радуги» и «Сопки» — одна из наших главных задач»
Директор ИФКСиТ СФУ о студентах, футболе и Олимпиаде.
Студенческий спорт в России набирает популярность с бешеной скоростью. Количество лиг, турниров и акций настолько велико, что легко сбиться со счёта. Не в последнюю очередь заслуга в этом принадлежит университетам, которые заинтересованы в досуге своих студентов.
Мы встретились с директором Института спорта, физической культуры и туризма Сибирского федерального университета Александром Близневским и обсудили тенденции и проекты в студенческой сфере. Разговор начался с разбора последних новостей: за два дня до нашей беседы сборная СФУ стала вице-чемпионом всероссийского проекта “Мини-футбол в вузы”.
Нашли свою нишу
— Парни уже во второй раз подряд проигрывают в финале. Со стороны кажется, что им просто не везёт. На ваш взгляд, чего не хватает?
— В спорте всегда есть конкуренция, и не всегда побеждают те, за кого болеешь. Мяч, как говорится, круглый. Более детально я буду обсуждать этот результат с тренером команды Николаем Железновым, когда он вернётся в Красноярск. Но точно могу сказать, что и он, и его ребята очень старались. Тем более у нас есть все условия для футбола: создана хорошая школа, работают опытные специалисты... В конце концов, второе место — тоже отличный результат, которым можно гордиться.
— Что значит для СФУ участие во всероссийских футбольных и мини-футбольных проектах?
— Как бы мы не относились к футболу, он всё равно будет спортом номер один. Даже во всероссийском реестре его код начинается с цифр 001. (Полный код вида спорта “футбол” во Всероссийском реестре видов спорта — 001 000 2 6 1 1 Я. — Прим. авт.). Он по праву занимает это место, поскольку тысячи людей у экранов и на стадионах болеют за свои команды. Наш университет исключением не является. Мы активно поддерживаем проекты, которые созданы на базе Российского студенческого спортивного союза, Национальной студенческой футбольной лиги и Ассоциации мини-футбола России. Ранее сложно было представить, что матчи среди вузов можно смотреть в прямом эфире и в хорошем качестве! А сейчас это никого не удивляет.
— В прошлом году за сборную СФУ играл Андрей Окладников. Сейчас парень феерит в “Енисее”, и им уже интересуются российские топ-клубы. При этом в детстве у него не было полноценной спортшколы, и в футбол он пробился, по сути, через вуз. Можно ли сказать, что таких ситуаций в будущем станет больше?
— С Андреем всё получилось не очень стандартно. Это талант, самородок, и в систему такой случай вписать трудно. Есть пирамида, в фундаменте которой лежит работа тренеров, спортшкол, самих детей, а на вершине уже появляются профессиональные игроки. Надо посмотреть статистику, когда получаются такие люди, как Андрей. (Улыбается.) Не каждый же день в нашем мире рождаются Ломоносов, Пеле и другие гении. А в системе нужна постоянная и кропотливая работа. Больше скажу: будет лучше, если она пройдёт без форсирования. Пусть организм окрепнет, подтянется, наберётся опыта в школе — специально его натаскивать на результат нет смысла.
— В России активно развивается женский футбол. Знаю, что в СФУ есть неплохая команда. Будет ли ей уделяться особенное внимание?
— Пока у нас работает Николай Николаевич, команда точно никуда не денется! (Улыбается.) Да, на последнем турнире она выступила хуже парней, но это не означает, что внимание к ней ослабло. (Женская сборная СФУ на проекте “Мини-футбол в вузы” заняла пятое место. — Прим. авт.). Здесь свою роль сыграли другие факторы, которые мы с тренером ещё обсудим. Женский футбол точно не снизит темпов своего развития. Сейчас, кстати, мы выстраиваем отношения с профессиональными клубами, чтобы синхронизировать календарь матчей. Важно, чтобы ребята и девчата приносили своим командам пользу и при этом оставались в поле нашего зрения.
— Не было ли планов создать у себя профессиональную команду?
— Такой задачи у нас нет. Главное — давать образование и возможности для развития, в том числе и в спорте. Профессиональный уровень предполагает соревнования не внутривузовского или регионального масштаба, а полноценного всероссийского, к тому же на это нужны большие деньги. Сейчас есть множество студенческих лиг, где играют университетские команды — в футбольной, в хоккейной, есть планы на баскетбольную. Поэтому мы уже нашли свою нишу и будем развиваться в ней.
Реклама для команды
— Недавно было объявлено, что в Красноярске в 2023 году пройдёт Матч звёзд Ассоциации студенческого баскетбола. Впечатление для непосвящённых с первого взгляда неоднозначное: вроде звёзды, а вроде и студенты... Насколько это значимо для Красноярска?
— Это очень значимо! Многие регионы борются за право проведения таких соревнований. А звёзды есть везде: и у школьников, и у взрослых, и у студентов в том числе. Тем более баскетбольный бренд АСБ достаточно давно развивается, и я могу сказать, что не случайно Матч достался Красноярску. Этому предшествовала долгая системная работа.
— Например?
— Уже известно, что в Красноярске появится собственная команда, которая будет играть в Студенческой лиге РЖД. Это практически профессиональный уровень. К нам поступило такое предложение из АСБ, и мы его проработали вместе с баскетбольным “Енисеем” и министерством спорта Красноярского края. Здесь параллельно идут множество процессов. Запуск новой команды планируется на следующий год.
— То есть шоу-матч станет для неё рекламой?
— Да, и это очень хорошо. Будет привлечение болельщиков, повышенное внимание к баскетболу. В плюсе останутся все.
Наследие работает
— Комплексы “Радуга” и “Сопка”, на которых проходили соревнования Универсиады, теперь переданы в пользование СФУ. Смогут ли простые красноярцы, не студенты, посещать их для занятий спортом?
— Вопросы максимальной загрузки этих объектов мы постоянно держим у себя на контроле. Жители как минимум близлежащих районов должны быть довольны тем, что рядом с ними есть такие комплексы, где можно побегать или покататься на лыжах. Понятно, что объекты заточены под большой спорт, и вряд ли неподготовленный человек сможет съехать с профессионального горнолыжного склона без последствий. Такие нюансы тоже прорабатываются. Но в любом случае доступность “Радуги” и “Сопки” для населения — одна из наших главных задач.
— А событийная повестка?
— Её формирует министерство, но мы тоже в стороне не остаёмся. У нас планируются и студенческие, и всероссийские соревнования. Пока что обстановка не позволяет принимать международные старты, но внутренними мы точно обеспечены на долгое время. Это дополнительная популяризация спорта: люди ходят на стадионы, болеют за своих. Наследие Универсиады находится в постоянной работе, и мы планируем её усилить.
— Пару-тройку событий назовёте?
— Конкретно сейчас сложно сказать, что у нас будет — чемпионат, первенство или условный матч России и Китая. Понятно, что на лыжном стадионе в основном собираются лыжники, а на “Сопку” приедут сноубордисты и горнолыжники. Плюс будут комплексные зимние соревнования — например, сейчас обсуждается вопрос о проведении Спартакиады молодёжи России до 23 лет. Ну и массовые акции с праздниками никто не отменял: “Кросс нации”, “Лыжня России”, День студенческого спорта...
Дополнительная ступень
— На совещании у президента Владимира Путина губернатор Александр Усс поддержал предложение о создании в Красноярске национального студенческого спортивного центра. Его базой как раз станет СФУ. Есть ли уже понимание, что это за структура и каковы задачи перед ней ставятся?
— Сейчас мы ждём поручений от президента по её созданию. У нас есть подходы, которые формировались в ходе обсуждения: это работа наследия Универсиады с учётом видов спорта и расширение деятельности объектов на все категории населения. Должна быть доступность и возможность заниматься у каждого, о чём я говорил чуть ранее. Проще говоря, объекты надо загрузить в формате 24/7.
— Будут ли на базе центра готовиться профессиональные спортсмены?
— В какой-то мере да. Это уже вопрос полномочий, которые могут нам передать из Мминистерства спорта РФ. Упор, возможно, будет сделан на подготовку, обучение и курсы повышения квалификации спортсменов. Во время Универсиады коллеги говорили, что наша уникальность не только в объектах, но и в специалистах, которые на них работают. Обмен опытом, на мой взгляд, тоже станет одной из важных частей в работе центра.
— Вопрос на размышление. Студенческий спорт в России достаточно развивается? Или нужен толчок?
— Сейчас видно, что направление очень сильно растёт. Во многом это связано с изменениями в законодательстве, которые закрепили данное понятие на юридическом уровне. Создана Ассоциация студенческих спортивных клубов, которую возглавляет наша прославленная Елена Исинбаева. Но главное – это лиги, которых у нас уже за 30 штук. Они, пожалуй, играют самую важную роль в воспитании спортсмена.
— Какую же?
— Всем известна проблема перехода спортсменов из школьного возраста во взрослый. Вчерашний юниор может не выдержать конкуренции и застрять в развитии. А студенческий спорт будет для него ступенью и дополнительной возможностью. Этот период он пройдёт более мягко и безболезненно и при этом ещё проживёт яркую студенческую жизнь. Даже если человек не станет профессионалом, то получит образование, будет работать на предприятии и там пропагандировать здоровый образ жизни. Тем более наши компании из сырьевого сектора проводят кучу соревнований!
Никуда не денутся
— Поговорим о спортивном ориентировании. Как оцените зимний сезон?
— Как тренер, который доволен практически на сто процентов. Всегда нужно оставлять небольшую нишу неудовлетворения, которая связана и с собственными недоработками, и с работой спортсменов. Я бы отметил Марину Вяткину, которая взяла золото на взрослом чемпионате Европы — это прекрасный результат. Игорь Линкевич выиграл молодёжное первенство мира, и его медаль тоже можно занести к нам в актив. Растёт хорошая молодёжь. В целом сезон, считаю, удался. Жаль, конечно, что не получилось выбраться в Финляндию на чемпионат мира, но ребята отнеслись к этому с пониманием. Ну и стоит отметить, что я до сих пор сохраняю статус тренера, несмотря на директорскую работу. В будние дни со спортсменами, понятное дело, не занимаюсь, но забираю их к себе на выходные. Они от меня никуда не денутся! (Смеётся.)
— Будем оптимистами и надеемся, что Россия вернётся в мировой спорт в самое ближайшее время. Вопрос по Линкевичу: способен ли он удержать ту планку во взрослых зачётах? На молодёжном уровне у него практически нет конкурентов.
— Вполне реально. Игорь — очень сильный спортсмен с хорошим багажом опыта. Это играет большую роль в ориентировании. Всё зависит от него самого: если он захочет выиграть взрослый чемпионат мира, то сможет. Потенциал у парня огромный.
— А есть ли уже таланты на смену Линкевичу? Знаю, что тот же Ярослав Селюков неплох.
— Я бы не стал останавливаться на фамилиях. Расскажу о системе. За последние годы мы сделали хорошие шаги. Долгое время на юге края проводились соревнования “Сибирский азимут”, которые повысили интерес к ориентированию и привлекли новых ребятишек. У нас расширилось число муниципалитетов, где развивается это направление — Канск, Зеленогорск, Лесосибирск, Минусинск, Берёзовка… Всё это формирует плодородную почву, на которой уже потом растут Линкевичи, Селюковы и другие чемпионы. Тот фактор, что школа Красноярского края в лыжном ориентировании очень высоко ценится, позволяет нам иметь приток из других регионов. Не во всех субъектах есть такие возможности. Та же Вяткина приехала к нам из Кургана, и её достижения появились благодаря тому, что она работала здесь. Конечно, существенную поддержку федерации оказали минспорт, академия по зимним видам спорта и университет, за что им всем большое спасибо.
Олимпиада — дело времени
— Включение ориентирования в программу красноярской Универсиады повлияло на рост его популярности?
— Конечно! Перед этим Красноярск получил право на домашний чемпионат мира. Мы попали в эфир “Матч ТВ”. Ориентирование было представлено на Универсиаде в Люцерне — к сожалению, она не состоялась. (Зимняя Универсиада 2021 года была отменена из-за пандемии коронавируса. — Прим. авт.). Но уже известно, что наш вид спорта станет обязательным на всех студенческих Играх, начиная с 2027 года.
— О как!
— Да, мы вошли в список как девятый обязательный вид спорта. Для школьников и студентов это большой стимул — не секрет, что успехи на Универсиаде оценивают в руководстве страны. Такие факторы тоже положительно сказываются на популярности.
— Но об олимпийских перспективах ещё рано говорить?
— Не рано, мы о них уже кучу лет говорим. (Смеётся.) С 1977 года ориентирование считается признанным видом спорта. Мы входим в АРИСФ, откуда в своё время на Олимпиаду попали триатлон, регби и другие направления. (Association of IOC Recognised International Sports Federations, или ARISF — это ассоциация признанных МОК международных федераций, куда входят виды спорта, не представленные на Олимпийских играх, но имеющие шанс попасть туда. — Прим. авт.). В Нагано-1998 мы были в культурной программе. Сейчас активно работаем с организаторами будущих Олимпиад. Пока вопрос не решён, но перспективы сохраняются.
— Какими аргументами апеллируете?
— Наш вид спорта решает много задач. “Повестка-2020”, представленная президентом МОК Томасом Бахом, предполагает развитие ориентирования для детей. Есть международный аналог “Российского азимута” — Международный день ориентирования. Так вот, в последнем таком мероприятии, которое было ещё до пандемии, приняли участие больше 500 тысяч человек из 80 стран! Причём главная аудитория — дети. И спортивная часть тоже изменилась.
— В какую сторону?
— Сейчас всё, что совершает спортсмен, доступно для зрителей. У всех есть GPS-датчики, камеры расположены таким образом, что ориентировщик на трассе может попасть в кадр, и так далее. Благодаря таким новшествам вид спорта постоянно находится на виду и имеет хорошие просмотры. Думаю, в конце концов мы добьёмся того, что ориентирование станет частью олимпийской программы. Это уже дело времени.
ДОСЬЕ
Александр БЛИЗНЕВСКИЙ
Дата рождения: 23 мая 1958 года (пос. Емельяново, Красноярский край).
Должность: директор Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета, вице-президент Федерации спортивного ориентирования России.
Учёная степень: доктор педагогических наук, профессор.
Спортивные достижения: мастер спорта СССР (1978), заслуженный тренер РСФСР (1991). Подготовил семерых заслуженных мастеров спорта по ориентированию на лыжах.