Новости
СПИД - значит скорость
Число больных СПИДом на планете достигло 33 миллионов человек. Такие данные были озвучены в конце прошлой недели в Мехико, где завершилась 17-я международная конференция по проблемам ВИЧ/СПИДа. А 25 лет назад, в 1983 году, когда группа французских исследователей выявила новый, особый вирус — ВИЧ-инфекции, никто и не подозревал, что страшная болезнь распространится по всему миру и станет почти смертельным приговором не только для невоздержанных в половом отношении взрослых, но и детей.
Вирус взял резвый старт с Западной Африки, позже ученые с ужасом стали фиксировать новое заболевание по всему земному шару, во многих странах ВИЧ принял масштаб эпидемии. Именно эта инфекция положила начало новой жестокой эры, разделив мир на два лагеря: “положительных” и “отрицательных”. Скорость распространения вируса по планете изумляет: уже в России, по официальным данным, более 400 тысяч человек являются носителями инфекции. Эксперты полагают, что людей с диагнозом ВИЧ больше на порядок. По некоторым данным, в день ВИЧ заражаются около 7 тысяч человек.
Красноярский край входит в ТОП-20 территорий России с высоким уровнем заболеваемости ВИЧ. О том, что мы на острие, говорят цифры — на 1 января 2008 года в крае зарегистрировано
8 070 случаев ВИЧ-инфекции, при этом показатель на 100 тыс. населения составил 275,9 человек. Печальная статистика говорит и о прогрессировании заболевания — за 2007 год по краю вновь выявлено 1 132 случая ВИЧ-инфекции, это на 60 процентов больше, чем за предыдущий год.
“Динамика неутешительная, — констатирует главврач Красноярского краевого центра СПИД Людмила Рузаева, — на протяжении последних лет отмечается тенденция к увеличению количества случаев ВИЧ-инфекции”. В среднем ежемесячно в крае выявляется 90 новых случаев заболевания. По мнению Рузаевой, распространение ВИЧ-инфекции — это оценка не только медикам, но и всему обществу: “Ведь ВИЧ — проблема не только и даже не столько медицинская, сколько социальная. Одни медики ее не решат. Госструктуры тоже должны подключиться. Нужно проводить профилактические мероприятия на рабочих местах, в вузах, техникумах, в школах. После того как специалисты нашего центра пошли с тренингами по школам, уровень зараженности среди учащихся заметно снизился: прежде школьники составляли 23 процента от вновь выявленных инфицированных, теперь — 6 процентов. Но ресурсы нашего центра — в том числе человеческие — ограничены. И даже в Красноярске мы не в состоянии прийти в каждый школьный класс. А уж о поездках по краю и речи не идет. Учителя сами должны проявлять инициативу и вести профилактическую работу. Чтобы Министерство образования вменило им это в обязанность. Чтобы в принципе была сформирована единая государ-ственная политика в отношении ВИЧ и СПИДа, и в ее осуществлении участвовали абсолютно все: образовательные учреждения, молодежные организации, правоохранительные органы, соцзащита, профсоюзы, трудовые коллективы, досуговая сфера, СМИ”.
С ней согласен и замминистра здравоохранения Красноярского края Егор Корчагин: “Проблема ВИЧ и наркомании уже вышла за рамки здравоохранения, это проблема может коснуться любого из нас, поэтому только слаженная работа всего общества позволит стабилизировать ситуацию и дождаться того времени, когда от этих болезней будет найдена вакцина”. Вакцину, конечно, ищут. Так, месяц назад в прессе вновь появились сообщения, что появление препарата, препятствующего проникновению вируса в организм, возможно — сотрудники Медицинской школы Гарварда заявили, что разработали новый способ борьбы с ВИЧ-инфекцией. В основе этого метода лежит механизм РНК-интерференции. Он позволяет избирательным образом отключать отдельные участки генов. Исследователи заявили, что новая методика сейчас находится только на начальной стадии. Несмотря на положительные результаты при проверке РНК-интерференции на “мышиных моделях”, данный способ лечения требует новых, более развернутых лабораторных испытаний. Что, разумеется, стоит колоссальных денег. Впрочем, такие сообщения появляются регулярно, но сегодня ситуация удручающая.
В Красноярском крае, как и в целом по России, противовирусная терапия предоставляется за государственный счет. В крае ее назначили более 700 пациентам. Годичный курс лечения на одного — от 3 до 8 тысяч долларов. Если умножить, то получается весьма внушительная нагрузка на бюджет, а если учесть то, что терапия пожизненная, то эти 700 человек будут пить таблетки и через 10, и через 15 лет, а к тому времени к ним добавятся новые зараженные — нагрузка еще возрастет, и потянет ли ее бюджет — неизвестно. В настоящее время на лечение ВИЧ-инфицированных Россия ежегодно тратит более 5 миллиардов рублей. Только в Красноярском крае на реализацию краевой целевой программы “Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями” на 2008—2010 годы (сюда входит и ВИЧ) выделено 273,5 миллиона рублей, в том числе в этом году — 86,8 миллиона.
Однако деньги деньгами, но нельзя забывать, что одним из факторов, в наибольшей степени препятствующих общим усилиям по борьбе со СПИДом, является психологический. Речь идет о факторе стигматизации — навязывания конкретным людям клейма изгоев. В большей или меньшей степени почти везде в мире дискриминация по-прежнему остается повседневной реальностью в жизни людей, живущих с ВИЧ. Законов, защищающих их права, практически не имеется в трети всех государств мира, и Россия, увы, не исключение. Почти во всех странах допускается по крайней мере хоть какая-то форма дискриминации — против гомосексуалистов, против групп населения, подверженных особому риску, против женщин и детей с этим заболеванием. В Красноярском крае еще на слуху скандал с сосновоборским домом ребенка. История стоит того, чтобы ее напомнить. В 2003 году по решению краевого управления здравоохранения в сосновоборском доме ребенка открылась специализированная группа, в которой были собраны дети с диагнозом “ВИЧ-инфекция”. В этом учреждении за больными детьми велся специализированный уход. Малыши подросли до шести лет, и встал вопрос о переводе их в детский дом и направлении на учебу в школу. И тут случилось невообразимое — в Законодательное собрание Красноярского края от лица 20 сосновоборских депутатов пришло письмо с просьбой оградить городские школы от инфицированных детей. Скандал как-то удалось погасить, но осадок остался — общество не готово мириться с тем, что рядом будут находиться инфицированные.
В Норильске, городе с самыми высокими показателями заболеваемости по краю (около 3 процентов населения), действует общественная организация “69 параллель”. Ее директор Нина Карасева рассказывает, что случаи дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным отнюдь не редкость: “Несколько лет назад разразился скандал в ресторане: про официантку стало известно, что она ВИЧ-инфицирована, — посетитель, ее знакомый, сболтнул. После этого во многих заведениях персоналу велели пройти тест на ВИЧ, отказывались — увольняли, или люди увольнялись сами, не дожидаясь. Бывало, в институтах и техникумах принудительное тестирование устраивали, зараженных исключали. Бывало, инфицированным отказывали в медицинской помощи. Да и сейчас прецеденты есть”. По мнению депутата Государственной думы РФ Валерия Зубова, общественное внимание к проблеме неадекватно угрозе СПИДа и наркомании; это наблюдается как на федеральном, так и на региональном уровнях.
“Информация на сегодняшний день является единственной вакциной от ВИЧ, — считает Наталья Кацап, руководитель программы Российского медиапартнерства в борьбе с ВИЧ. — Для того чтобы решить проблему ВИЧ, а ведь проблема решаема, необходимо изменить отношение человека к эпидемии и повлиять на его поведение”. Методы, которые специалисты применяют для того, чтобы изменить отношение населения к проблеме, спорны. В арсенале, например, нашего края — акция в “Роевом ручье” “Красноярские звери за здоровый образ жизни”. Ее организатор — Центр помощи подросткам. От имени разных животных и птиц посетителям рекомендовали не пробовать наркотики. Например, “Не бери сигарету в рот, советует дикий кот!” или “ВИЧ, СПИД — не пустой звук, советует барсук!”. В планах и театральная постановка на тему СПИДа. В пресс-службе краевого министерства культуры заявили, что ничего не слышали о подобном спектакле, однако известно, что ставить его будет один из профессиональных коллективов города.
А в это время тему стигматизации взяли на вооружение черные пиарщики. Во время последних выборов на столбах появились — правда, ненадолго — подметные листовки: “Пусти агитатора к себе. В рамках международной программы борьбы с опасными заболеваниями… принял на работу агитаторами лиц, больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных. Заявляем: при использовании соответствующих мер предосторожности больные СПИДом не нанесут вреда здоровью вам, вашим близким и вашим знакомым! Просто будьте осторожны! Пустите агитаторов… в свой дом!”. СПИД и срам.