Новости
Завод не резиновый
Подписан приказ о сокращении пятисот десяти работников шинного завода. Это ровно половина всего коллектива, сообщает председатель Красноярской краевой организации Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности Людмила Кашина. За последние полгода это уже третье — после “Красфармы” и “Сибстали” — предприятие краевого центра, с которого приходят тревожные вести об остановке производства, сокращении численности работающих либо перепрофилировании деятельности.
Впрочем, как стало известно нашей газете, директор шинного Олег Деев, пока избегающий контактов с прессой, в беседе с руководителями краевой федерации профсоюзов заверил, что “завод существовать будет”. Отметим, что точно такие же по стилю и тональности заявления звучали, например, накануне краха ОАО “Сивинит”. И, по-видимому, навсегда Красноярск лишился шелкового и телевизорного производств. Краевой центр меняет лицо: торговый комплекс в стенах бывшего завода уже ни для кого не парадокс. И весь вопрос в том, хватит ли у населения станков зарабатывать деньги в условиях нового товарно-денежного баланса, чтобы со временем не обанкротились и гиперсовременные моллы.
Последние события в индустриальной сфере показывают, что пока внутренний рынок России не очень-то и нуждается в товарах с линий, смонтированных в 60—70 годы советской эпохи. Сколько ни пытались новые собственники крупных предприятий “найти инвесторов” (любимое заклинание менеджеров в девяностые годы), устоять удалось далеко не всем. Красноярск пережил это время особенно болезненно по той простой причине, что решениями ЦК КПСС и Совета министров был избран площадкой для промышленной цепочки заводов-гигантов, связанных друг с другом единой системой делового партнерства химиков, металлургов, машиностроителей. На каждом таком заводе работало больше пяти тысяч человек. Когда система рухнула, остались только экспортно ориентированные коллективы, в результате чего налогов стало не хватать, и обустройством, переобучением уволенных пришлось заниматься исключительно государству. У олигархов, к которым, собственно, и попала часть ликвидных предприятий края, в очередной раз не хватило совести взять на себя бремя социальной заботы о трудящихся, которые косвенно пострадали именно из-за их компрадорских наклонностей извлечь сырьевую сверхприбыль, никак не обращая внимания на партнерские возможности соседних заводов… Более или менее обстановка стала меняться в лучшую сторону только в начале двухтысячных годов. Возрос объем заказов, например, от строителей. Именно поэтому тревожные новости с шинного, фармацевтического и сталелитейного заводов демонстрируют некую новую тенденцию вторичного кризиса в несырьевых отраслях Красноярского края.
Последние события вокруг приказа о сокращении, подписанного 30 июля, свидетельствуют о серьезной обеспокоенности происходящим со стороны общественных организаций. Олег Исянов, глава краевой Федерации профсоюзов, на днях заявил на совещании с отраслевым тред-юнионом: “Необходимо срочно принять меры к сохранению коллектива и производства”. Между тем неприятные симптомы кризиса на шинном появились достаточно давно — уже через несколько месяцев после очередной смены собственника в 2006 году. Так, предприятие было исключено из мониторинга Федеральной антимонопольной службы; по словам заместителя руководителя управления ФАС по нашему региону Олега Харченко, шинный завод либо полностью потерял значимость на товарном рынке, либо она носит ничтожный характер.
А ведь едва больше года назад предприятие находилось в центре позитивного общественного внимания. Например, чиновники краевой администрации посещали его, чтобы установить, по их собственным словам, “кооперационные связи с другими предприятиями края”.
— Сотрудничество между Красноярским шинным заводом и такими гигантами, как “СУЭК” или “Норильский никель”, представляется достаточно очевидным — при соответствующем качестве красноярцы за счет удобной логистики могут предлагать самые выгодные цены на рынке. Однако окончательные выводы позволит сделать только практическое использование красноярских шин нашими основными потребителями. Надеемся, что результаты этого эксперимента мы узнаем в ближайшее время, и они нас не разочаруют, — говорилось на этой встрече.
Накануне этих заявлений новый главный акционер завода Игорь Шамко представил в администрации края свою программу модернизации завода. Суть преобразований заключалась в специализации предприятия на выпуске крупногабаритных шин и небольшого количества шин специального назначения (авиационная промышленность). При этом собственник полностью отказался от выпуска шин для легковых и грузовых автомобилей, считая этот рынок не конкурентным для завода. Общая сумма модернизационных инвестиций в первые два года должна была составить 8 млн долларов. “Сегодня мы уже не просим о том, чтобы нам оказали услугу и купили нашу продукцию, мы достаточно уверенно стоим на ногах и просто предлагаем обратить внимание на нашу работу и наши планы, которые могут привести к взаимовыгодному сотрудничеству”, — говорил тогда Игорь Шамко.
В прошлом году шинный жил относительно спокойно, хотя тревожные слухи о скором сокращении персонала и не подтвержденные солидными источниками сюжеты теленовостей красноярских каналов периодически будоражили общественное мнение. Но уже практически с Нового года слухи переросли в факты. Например, когда в Федерации профсоюзов автору этих строк комментировали обстановку на “Красфарме” и “Сибстали”, эксперт сообщил: “Следующий на очереди — шинный. Он еле теплится, но скоро взорвется”. В профсоюзах не подтвердили и не опровергли информацию о том, что КШЗ проиграл крупный тендер на поставку покрышек, но сегодня в это легко поверить. И еще. Ближайшие конкуренты красноярцев — алтайские шинники — с сочувствием, в котором при желании можно было разглядеть и злорадство, сообщили, что скупили на Енисее оборудование, необходимое для производства сельскохозяйственных шин для зерноуборочных, кукурузоуборочных и картофельных комбайнов… Таким образом, мы упустили сразу два крупных сектора рынка — химический и аграрный, что в условиях возрастающей конкуренции неизбежно повлияет и на другие смежные отрасли, вплоть до выпуска проводков. От хорошей жизни станки не продают…