Новости

Улицы развитых фонарей

Улицы развитых фонарей

Улицы развитых фонарейВ краевом центре будет больше света, а мода на стекло, бетон и тонкие линии сохранится в строительных композициях, заявил на пресс-конференции новый главный архитектор Красноярска Вадим Пирогов. Зато, по его словам, старые лепные украшения в исторической части будут оберегаться по разрабатываемой в эти дни специальной программе. Наши эксперты говорят, что основными чертами генерального плана развития города станут экономия места и экология пространства, включая сюда, разумеется, и борьбу с загрязнениями. Если судить по некоторым письмам в “Городские новости”, красноярская власть успешно учится бороться с торопливыми застройщиками, в погоне за прибылью не уделяющими внимание ландшафту мегаполиса.

Нынешний генеральный план рассчитан на 25-летний срок. Это заставляет вспомнить о двух вещах: во-первых, самые извест-
ные долгострои Красноярска — башня “КАТЭКНИИуголь” и здание бывшего крайкома КПСС — существуют на белом свете примерно столько же. Во-вторых, учитывая один из крупнейших социально-экономических проектов России — агломерацию “Красноярск-2020”, необходимо понимать, что без привязок к строительству некоего общего пространства в краевом центре и его пригородах генеральный план просто не оправдан. И сразу же можно оценить профессионализм городских архитекторов, которые уже определили могучий административный корпус на Взлетке под офис агломерации.

— Все наши новые подходы связаны в первую очередь с губернаторским агломерационным проектом, — отметил Вадим Николаевич. — Проект подразумевает повышенную ответственность, его узловые пункты для нас разрабатывают крупнейшие российские специалисты в области градостроительства. В частности рассматривается вопрос о том, чтобы здание “бывшего крайкома”, как его называют журналисты, отдать Красноярской агломерации под администрацию проекта. Этот вариант лучше, чем если бы здание было снесено. Что же касается “КАТЭКНИИугля”, инвестор там есть, утвержден эскизный проект, работы на здании уже идут, а возведут там бизнес-центр с гостиницами.

Кстати, накануне красноярского брифинга значительное архитектурное событие случилось в Москве — состоялось заседание общественного градостроительного Совета, возмущенного действиями застройщиков. Известно, например, что в столице вопреки всем действующим законам бесследно исчезают каждый год десятки памятников архитектурного наследия. “Вместо Дома-музея Аксакова теперь стоит его бетонная копия, главный дом Герцена превратился в смесь стекла и бетона, домик декабриста Свистунова обзавелся огромной пристройкой, но главным кощунством специалисты считают новый “Военторг”… Белокаменная превращается в город архитектурных копий. К сожалению, констатировали эксперты, российские регионы, где в последние годы тоже широко развернулась реставрация, все чаще подражают Москве”, — заявили участники разговора.

Единственным выходом из сложившейся ситуации, считают эксперты, должен стать строгий, четкий закон, который защищал бы архитектуру от самоуправства инвесторов и чиновников.

В Красноярске пока нет аналога столичному социальному протесту против сноса памятников старины, но некие элементы народного движения, коллективные письма в той или иной степени обостряют внимание общественности. Программа бережного отношения к зданиям прошлого разрабатывается, объяснил главный архитектор:

— У нас есть проблемы, связанные с несвоевременным утверждением охранных зон, но это больше технические детали, их легче решить. Что касается непосредственно сохранения памятников, я тему понимаю, сам участвовал в свое время в этом. Вот взять деревянное зодчество — его сложно сейчас оградить от влияния мегаполиса, но почему бы не создать музей такого зодчества в одном месте, ведь со всего края можно собрать здания…

По словам Вадима Пирогова, сегодня вырабатывается программная стратегия сохранности городской старины. Тут стоит вспомнить, что проблемой исторического центра Красноярска ровно четыре года назад занималась и краевая власть. Тогдашний вице-губернатор Вадим Медведев, курировавший имущественные отношения, в долгом интервью автору этих строк говорил, что администрация региона переедет со временем на Взлетку, а квадрат между улицами Перенсона, Маркса, Кирова и Мира будет чем-то вроде исторического заповедника Красноярска. Сложно сказать, почему губерния вдруг решила уступить место агломерации, и соображения престижа тут выглядят двусмысленно: хорошо известно, что “дом крайкома” стоял на Взлетке больше двадцати лет с пустыми окнами, изъеденный дождем, снегом и ветрами. Судя по всему, первой сложной задачей перед менеджерами корпорации “Красноярск-2020” станет борьба со ржавой арматурой. Политолог и журналист Сергей Комарицын, долгое время возглавлявший одну из городских газет и хорошо знающий проблему, говорит, что решение выделить офисное здание под агломерацию, судя по всему, относится к долгосрочным.

— Насколько мне известно, корпорации обещали выделить пока только сорок восемь миллионов рублей. Не миллиардов, а миллионов. Понятно, что на ремонт и подготовку здания к столь серьезному проекту, как агломерация, этой суммы не хватит. Можно сделать поэтому вывод, что наметились некие системные подвижки, и развитие Красноярска до 2020 года будет вскоре финансироваться из бюджетов всех уровней, — комментирует он ситуацию.

Остальные значимые намерения градостроителей таковы. Как сообщил Вадим Пирогов, особое внимание будет уделяться новым микрорайонам — Слобода Весны и площадке комбайнового завода, — кстати, само предприятие перенесут к КрАЗу. “О таких глобальных переменах в Красноярске мечтали еще в 60—70-е годы, когда заводы заняли и центр левого берега, и отрезали от Енисея правобережье. Сейчас мы подошли к моменту градостроительных сдвигов в сторону реальных интересов и потребностей населения.

На месте комбайнового завода будет целый район с высотными жилыми домами, торговым и развлекательным комплексом. Инвесторы найдены, проект прошел стадию детальной планировки. Названия району пока нет — начнут реконструкцию, как я думаю, через год или два”, — заверил главный архитектор Красноярска. По его мнению, вопреки многочисленным слухам, сосновый бор в Николаевке никуда не исчезнет. Есть правила застройки города, утвержденные горсоветом, и они соблюдаются. Вопрос о посягательстве на бор вообще нигде не стоит.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА