Новости

Напали на след

Напали на след

В России может появиться новая силовая структура, но это не федеральная служба расследований, которая должны была объединить все следственные органы. Сейчас готовятся поправки к закону “О судебных приставах”, согласно которым приставам будет дано право на самостоятельную оперативно-розыскную деятельность. Напомним, в феврале 2008 года глава службы Николай Винниченко говорил, что в перспективе это возможно. Но того, что все случится так скоро, никто не ожидал.

Но того, что все случится так скоро, никто не ожидал.

Впрочем, поправки касаются не только наделения сотрудников ФССП правом оперативно-розыскной деятельности, но и вводят социальные гарантии для них по примеру других силовых структур: бесплатное медобслуживание, санатории, служебное жилье, проезд с семьей к месту отдыха, а также пенсии, приравненные к пенсиям МВД. “Дело в том, что судебные приставы сейчас никак социально не защищены, — объясняет сотрудник пресс-службы УФССП по Красноярскому краю Ирина Кочеткова. — В то время как их работа, по сути, немногим по сложности и даже опасности отличается от работы милиционеров”.

Надо отметить, что до недавнего времени, а если точнее — до 2007 года, задачи приставов сводились лишь к обеспечению порядка в судах и принудительному исполнению судебных актов. При этом когда речь заходила о росте в России числа должников и, соответственно, суммы долга, состоящей из разного рода штрафов, алиментов, непогашенных кредитов и невыплаченных налогов, принято было кивать на ФССП: вроде как плохо стараются. Это притом, что, например, только в Красноярске за последний год приставы создали несколько прецедентов в непростом деле “отлова” должников. Например, нашли несколько человек через сайт “Одноклассники.ру”, начали рассылать злостным неплательщикам эсэмэски с напоминанием о долге…

И вот — очередные поправки. Кстати, частично они уже работают через действующие законы: измененный в 2008 году КоАП дает приставам полномочия осуществлять производство по административным делам, а новшества в УПК — возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия. Правда, в связке с МВД, следственным комитетом при прокуратуре или ФСБ. Однако оперативно-розыскная деятельность — это уже гораздо серьезнее. Еще одна силовая структура в России — пожалуй, перебор.

Правда, сами приставы утверждают, что оперативно-розыскная деятельность нужна им лишь частично, и всяческие силовые амбиции отрицают.

— Нам, по сути, это не нужно, — говорит Ирина Кочеткова. — То есть заниматься поиском должников теми способами, которыми это делает милиция, мы не будем. Главное, что нас интересует, — это доступ к информационным базам МВД. Видите ли, у нас есть отдел по розыску имущества должников, также мы можем искать должников, которые являются юридическими лицами, — разумеется, сотрудничаем с милицией, налоговой, прочими службами. Сейчас у нас, кстати, заведено 1178 таких розыскных дел. Однако поиском должников — физических лиц — мы заниматься не имеем права. Да, ищем через тот же сайт “Одноклассники”, пользуемся другой информацией, которая находится в свободном доступе. Но если человек скрывается — все. Ничего с этим сделать не можем, и взыскателю приходится обращаться в милицию, там заводят дело… Если же поправки примут, лишнее звено в этой цепочке уберется, и работать станет проще.

Получит ли инициатива одобрение Минюста и правительства

пройдет ли чтения в Госдуме — неизвестно, а правозащитники уже хватаются за голову, намекая на возможные злоупотребления со стороны получивших большую свободу действий приставов.

__

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА