Экономика
Что будет с автомобильным рынком в России и Красноярске
Южная Корея, Япония и Китай обеспечат Россию автомобилями.
Ситуацию, сложившуюся к началу лета на отечественном авторынке, можно охарактеризовать всего двумя словами — коренной перелом. Уход из нашей страны западных и японских марок, валютные “качели”, увеличивающие свою долю в продажах корейцы и китайцы, лихорадочно восстанавливающие производство отечественные заводы, рост банковских ставок по автокредитам — сейчас это основные факторы влияния. Что в итоге получилось, мы попробуем рассказать в нашем материале.
Новые авто — мало, дорого
До вступления в силу экономических санкций коллективного Запада российские дилеры успели создать некоторые запасы новых автомашин и комплектующих европейских автомобильных брендов. По оценкам большинства экспертов, этого хватит на три-четыре месяца ленивых продаж и гарантийного облуживания. Дальнейшие поставки новых западных автомобилей в нашу страну пойдут с серого рынка и за счёт реэкспорта. Очевидно, что цены на такую продукцию будут выше.
Китайские и корейские марки отгрузку своих машин в Россию не снижают. Сейчас на эти страны приходится 9 и почти 25 процентов продаж новых автомобилей у нас в стране соответственно. Более того, концерн Hyundai (Южная Корея) тихим сапом продолжает производство машин на своих заводах в Калинградской области и под Санкт-Петербургом, а Haval (КНР) — под Тулой. Как долго это продлится в условиях беспрецедентного давления коллективного Запада, сейчас сказать трудно.
Однако воспринимать упорство азиатских промышленников как проявление дружеских чувств к нашему народу не стоит. Это обычный бизнес: люди просто пытаются заработать в условиях кризиса. И корейцы, и китайцы с начала 2022 года несколько раз повышали цены на свою продукцию. В результате российским автодилерам, чтобы сохранить объём продаж, тоже пришлось “подвинуться” и существенно, в разы, снизить торговые надбавки. Кроме того, в официальных салонах снова стали проводить акции и давать скидки. Однако в целом цены на новые автомобили поднялись на 30–70 процентов.
Параллельно усугубились проблемы с поставками электронной начинки для машин, которые начались у российских автозаводов ещё в коронавирусные годы. В итоге в середине мая федеральное правительство специальным постановлением упростило правила сертификации отечественных автомобилей и разрешило выпускать их без некоторых систем комфорта и безопасности. Благодаря этому “АвтоВАЗ” смог на прошлой неделе возобновить производство основного отечественного автомобиля Lada Granta в облегчённом виде — без АВС, воздушных подушек и автоматических стеклоподъёмников.
Три года? Беру!
Ситуация с поставками и производством новых автомобилей спровоцировала резкий рост спроса на подержанные машины. Обычная для российского авторынка пропорция в системе продаж один к трём — одно только что сошедшее с конвейера авто на три с пробегом. Эксперты считают, что по итогам года это соотношение изменится минимум на треть в пользу подержанных машин.
Особым спросом пользуются автомобили не старше трёх лет. По данным интернет-портала “Авито Авто”, в России за январь — март 2022 года продажи таких машин выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 60 процентов, а цены на них — в среднем на 38,5 процента. Самые продаваемые в России марки относительно свежих автомобилей — Lada Granta, KIA Rio, Lada Vesta, Toyota Camry и Hyundai Solaris.
Все эти модели объединяет одно — цена в пределах одного-полутора миллионов рублей (на момент написания статьи). Даже после существенного повышения банковских ставок по автокредитам такая сумма более или менее подъёмна для значительной части населения нашей страны.
Тем не менее продажи на отечественном авторынке неуклонно снижаются. По данным на январь — апрель, новых машин купили на 43 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а с пробегом — на 17 процентов.
Снова правый руль
Ещё один источник снижения дефицита на отечественном авторынке — подержанные праворульные автомобили из Японии. “Таких машин самых разных марок и на рынках Красноярского края, и на Дальнем Востоке уже достаточно много, — утверждает Александр Васильченко, руководитель компании “Реал-Авто 24”. — Предложений хватает, поэтому продавцы торгуются, в зависимости от модели могут скинуть с цены и 50, и 100 тысяч рублей”.
Однако, по словам Александра, наибольшим спросом пользуются японские автомобили без пробега по России, закупленные под заказ напрямую в Стране восходящего солнца. “Аукционы в Японии проходят практически каждый день, и машин там приобретают огромное количество, — уточнил глава торговой автокомпании. — Никаких препятствий таким поставкам нет”.
Даже логистические проблемы, которые возникли после ухода с отечественного рынка международной транспортной компания Eastern Car Liner Ltd, огромные паромы которой перевозили автомобили из Японии в России, уже решены. Сейчас доставкой автотехники в нашу страну занимаются суда поменьше, но стоит это немного.
— Сейчас доставить в Красноярск машину из Японии меньше чем за 500 тысяч рублей не получится, — уверен Александр Васильченко. — Это будет что-то небольшое типа Toyota Vitz или Platz 2008–2009 годов выпуска. Верхняя планка, законодательно установленная в этой стране, — шесть миллионов иен. Но это премиум-сегмент, и из Японии такие машины привозили крайне редко.
Источник: данные Комитета автопроизводителей АЕБ, в перечень включены как экспортные автомобили, так и местной сборки.
Общее количество автомобилей в Красноярском крае, по данным ГИБДД, на 1 января 2022 года составило чуть больше миллиона единиц. Из них легковых машин — 904,7 тысячи, грузовых — 130 тысяч. По сравнению с 2000 годом легковушек стало больше на 12 тысяч единиц, грузовиков — почти на тысячу. Примерно треть от общего количества автотранспорта в регионе находится в Красноярске.