Новости
Летать не может
Скандал федерального уровня разразился в аэропортах Красноярска, Норильска, Москвы и Самары еще на прошлой неделе: десятки самолетов авиакомпании “КрасЭйр” и дружественных ей бизнес-групп встали на прикол из-за того, что компании-заправщики отказались заливать баки лайнеров бесплатным керосином. По разной информации, размер долга колеблется от 150 до 250 миллионов рублей.
Пострадало более двух с половиной тысяч пассажиров, застрявших в залах ожидания и гостиницах. В этих условиях государственное агентство — Росавиация — пригрозило лишить красноярских перевозчиков лицензии на полеты, а эксперты нашей газеты уверяют, что конфликтные ситуации, связанные с “Крас-
Эйр” и образованным на ее основе альянсом “ЭйрЮнион”, возникают у потребителей постоянно.
Глава Федерального агент-ства воздушного транспорта Евгений Бачурин заявил в Москве журналистам: “Действительно, в отношении вылетов AiRUnion из Москвы сложилась достаточно трудная ситуация. Было остановлено более 16 рейсов — больше всего это затронуло авиакомпанию “КрасЭйр”, “Самару” и “Домодедовские авиалинии”, — сказал чиновник. “Основная причина — долги авиакомпаний альянса, образовавшиеся за поставки топлива, предоставление услуг”, — добавил он, отметив, что сигналы о шатком положении компании начали поступать гораздо раньше, и на них Росавиация реагировала официальными предупреждениями. По словам Евгения Бачурина, в арсенале мер, которые может применить ведомство — отзыв лицензии на осуществление перевозочной деятельности. Однако в летний высокий сезон эта мера является крайне нежелательной. Глава ведомства также сообщил, что компаниям альянса до урегулирования кризисной ситуации запрещено продавать билеты на зимний период — как на регулярные, так и на чартерные рейсы.
Таких мер в отношении российских перевозчиков ведомство ранее не предпринимало никогда. “Если полеты не смогут выполнить авиакомпании альянса, их выполнят другие авиакомпании”, — сказал глава Росавиации.
В “Сибири”, “Аэрофлоте” и “Трансаэро” сообщили, что готовы принять пассажиров альянса и уже наблюдают приток новых людей. Только минувшие среда и четверг дали компании S7 более 600 дополнительных пассажиров на внутрироссийских рейсах.
В свою очередь, руководители “Красэйр” перед журналистами не выступили, перепоручив это занятие представителям пресс-служб. В частности последние распространили такое заявление:
“Резкий рост топливных цен, произошедший в начале лета, когда большинство перевозок было уже продано на весь сезон, привел к образованию долга у всех авиаперевозчиков. Доходов от продажи авиаперевозок теперь не хватает на по-крытие значительно возросших затрат. Единственное отличие AirUnion в этой ситуации от остальных участников авиарынка состоит в том, что в настоящее время идет процесс передачи акций, находящихся в государственной собственности, в госкорпорацию “Ростехнологии”. Контрагенты компаний до сих пор не получили точной позиции ГК относительно погашения кредиторской задолженности и были вынуждены прибегнуть к крайним мерам.
Аэропорты и топливные компании решили принудить компании к ускорению расчетов путем остановки обслуживания задолжавших перевозчиков. Однако лишая авиакомпанию возможности выполнить свои обязательства перед пассажирами, проблему возврата долга не решили, а напротив, усугубили. При этом пассажиры стали заложниками нецивилизованного конфликта. По общепринятой международной и российской практике аэропорт и перевозчик в первую очередь обязаны выполнить свои основные обязательства: обеспечить доставку пассажиров, купивших билеты, к месту назначения.
Мы призываем наших контр-агентов все отношения решать цивилизованно, в установленном законом порядке, без шантажа и вовлечения в конфликт невинных людей”. Оставим эти слова без комментариев.
Зато “Ростехнологии” уже высказались по поводу финансовых долгов авиаперевозчика. Напомним здесь, что сибиряки-авиаторы Борис и Александр Абрамовичи в прошлом году учредили альянс “ЭйрЮнион”, куда вошли ОАО “Красноярские авиалинии”, ОАО “Домодедовские авиалинии”, ОАО “Авиакомпания “Самара”, ОАО “Авиакомпания “ОмскАвиа”, ОАО “Авиакомпания “СибАвиаТранс”. Сегодня общая финансовая задолженность объединения перевозчиков, о котором в начале пути писали как о “крупнейшем и самом эффективном транспортном альянсе с современными формами управления, сервиса и грандиозными перспективами авиахаба”, превысила уже один миллиард долларов только по судебным искам. Эта денежная отметка всегда служила сигналом к новостям федерального уровня — если кто-то купил, продал или обанкротил компанию на подобную сумму и больше, об этом немедленно узнает вся страна. Так было в 2000 году, когда Дерипаска и Березовский образовали из красноярских активов холдинг “Русский алюминий”. Сейчас, судя по всему, ситуация несколько иная. Государственные пакеты акций альянса готовят к передаче в распоряжение самого сильного промышленного картеля России — корпорации “Ростехнологии”, возглавляемой близким к Путину Сергеем Чемезовым. Он, сообщает РБК, оценивает сложившуюся ситуацию в альянсе AirUnion как “безрадостную”. По его словам, у авиакомпаний альянса накопилось очень много долгов. Кроме того, в альянсе назрела ситуация, когда необходима замена до 80 процентов авиапарка. Резонно поэтому предположить, что частным владельцам “КрасЭйр”, доля которых в собственности составляет 49 процентов, а остальным владеет государство, уже безразлично, что делать с компанией. Впрочем, гуляет и такая версия: альянс-де банкротят предумышленно. Думаю, что в данный момент это совершенно не имеет значения — кто кого подставляет под удар, потому что выход скандала на общероссийский виток больно ударил не только по частным воздушным бизнесменам, но и по репутации власти, владеющей контрольным портфелем ценных бумаг авиагруппы. В том числе и по региональной: Законодательное собрание не раз предоставляло “КрасЭйр” налоговые льготы, местные чиновники постоянно входили в совет директоров компании. Сейчас они не знают, что делать с успешным получателем привилегий и несчастными пассажирами. “Деньги на топливо у “КрасЭйр” есть, но все они аккумулируются в Москве”, — заявил министр транспорта и связи Красноярского края Александр Ядов. По его словам, правительство региона не способно предугадать дальнейший ход развития событий в конфликте между авиакомпанией и поставщиком топлива — фирмой “СибирьАвиаСервис”. У властей нет законодательных механизмов влияния на противоборствующие стороны, считают в “сером доме”.
“Интерфакс” передал, что эксперты и участники рынка ждут решений от “Ростехнологии”, отмечая, что лишь экстренные меры госкорпорации помогут спасти авиакомпании альянса. “Компания не мертвая, еще есть возможность для того, чтобы ее поднять”, — полагает генеральный директор торгового дома “Топливное обеспечение аэропортов” Евгений Островский. Иной точки зрения придерживается глава аналитической службы отраслевого агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев: он считает, что дни AirUnion сочтены и главная задача — долетать в летний, высокий сезон. Он оговорился, что удастся это сделать или нет — полностью зависит от позиции “Ростехнологий”.
“Если говорить о наиболее вероятном прогнозе — все понимают, что выровнять текущую ситуацию, не допустить массовых проблем с вылетом, не останавливать операции в ходе высокого сезона, как минимум, возможно, — отметил эксперт. — Все отдают себе отчет в необходимости удержания компании в летний период, после чего вполне вероятна и приостановка деятельности — либо компании альянса будут признаваться банкротами, либо сначала Рос-авиация успеет отозвать у них лицензию. Это детали, которые уже ни на что не влияют”.
Михаил Шевцов, председатель краевого общества защиты прав потребителей, так прокомментировал нам сложившуюся ситуацию: “Мы регулярно судимся с компанией “КрасЭйр” по жалобам пассажиров. Наиболее часто — за хамство персонала, постоянные задержки рейсов. По 10—15 тысяч рублей научились взыскивать по решениям суда.
О текущем моменте в потребительском союзе хорошо знают. “Пассажир согласно Закону о правах потребителя должен сделать отметку в пункте назначения и затем взыскать с перевозчика неустойку в три процента от стоимости билета за час задержки. Около десятка случаев успешного взыскания материального и морального ущерба уже были”, — пояснил нам Михаил Шевцов.
По его словам, авиационный керосин подорожал для всех, однако рейсы выполняются всеми компаниями, не входящими в пресловутый альянс…
И еще по поводу денег. Вот информация о недавно состоявшемся годовом собрании акционеров “КрасЭйр” — было принято решение выплатить дивиденды по итогам 2007 года в размере 4,94 рубля на акцию, говорится в сообщении авиаперевозчика. Общий размер выплат составит 2 млн 320 тыс. 925 рублей (25 процентов чистой прибыли). По итогам 2006 года компания направила на выплату дивидендов
1 млн 913 тыс. рублей. Таким образом, авиакомпания увеличила дивиденды на 21,3 процента. Чистая прибыль по 2007 году увеличена на 21 процент — до 9 млн 277 тыс. руб. Этого, естественно, недостаточно, чтобы заправить стоящие самолеты, но сам факт прибыли радует. Не менее рады, вероятно, и те пассажиры, которые всегда охотно платили за билет от Красноярска до Москвы больше, чем требовали другие авиакомпании за полет от столицы до Иркутска и даже Владивостока. Однако заправщики оказались менее сознательными, чем обычные граждане, и позволили себе поставить под удар растущие прибыли авиационного альянса.