Новости

В глубокой "бронзе"

В глубокой "бронзе"

В глубокой "бронзе"Все-таки к хорошему привыкаешь быстро. Не совсем удачно складывающиеся для нас XXIX Олимпийские игры завершены — вдохни, казалось бы, с облегчением не претендующий на звание самого гордого человека на Земле российский болельщик, но нет же: сладко сосет сердце змеюка — легкая грусть

Незаметно привыкли мы за минувшие три недели быть в самой гуще спортивных событий, ежечасно получая сводки о феноменальных пекинских рекордах и упущенных в очередной раз медалях. Долго теперь будет аукаться нам это олимпийское похмелье — все оставшиеся в 2008 году соревнования невольно будут оцениваться по самому высшему эталону прошедших Игр. Разве что футбольная Лига чемпионов сможет ближе к декабрю подлечить китайский “абстинентный синдром”. А пока же…

Пока постараемся подытожить произошедшее: с пылу-жару, по горячим следам. Первое, что приходит на ум, — оценка выступления российской команды в целом. Для начала проведем сравнительный анализ: Олимпиада в Китае стала четвертой в новейшей истории нашей страны (в 1992 году в Барселоне, напомним, была представлена сборная СНГ, выступавшая под “пятиколечным” флагом МОК), судя по достигнутым результатам, — она самая слабая для нас за последние 12 лет. Пекин расщедрился для россиян на 23 золота, 21 серебро и 28 бронз (всего — 72), что позволило оккупировать третью строчку финального зачета. Меньше призовых наград наши соотечественники зарабатывали только в 1996 году в Атланте (общее количество — 63), зато добыли больше золота (26 при 21 серебряной и 16 бронзовых медалях) и заняли второе командное место после сборной США. Через четыре года в Сиднее российские олимпийцы закончили Игры с феноменальной статистикой (32 — 28 — 28 = 88), также финишировав вторыми вслед за американцами. Афины-2004 принесли нам следующий показатель: 27 — 27 — 38 = 92 и третье место — “нашу” вторую строчку в медальном зачете впервые захватили китайцы. Приведенные цифры свидетельствуют, что сильнее мы не стали. А должны были стать, судя по ранним заявлениям ответственных за результат лиц.

Все эти предстартовые речи карамельно-доброжелательного на людях человека-улыбки (руководителя Национального олим-пийского комитета — НОК — Леонида Тягачева) о том, что нам под силу бороться за первое место, признаться, и червоточили в душах российских болельщиков. Растиражированные прессой слова бывшего личного инструктора Владимира Путина по горным лыжам, еще в номенклатурные времена прославившегося своей уникальной способностью договариваться на самом высоком уровне и доставать (помните застойно-перестроечный смысл этого слова?) дефицитную заграничную экипировку для своих подопечных, привели к обратному эффекту. Наверняка он хотел своей бравадой поднять командный дух, но вышло так, что большая часть нашего общества (та его составляющая, которая олимпийской кухни не знает и канал “Спорт” включает, лишь когда на других кнопках профилактика) оказалась обманутой — мы не лучшие. Игры же — явление уникальное, раз в четыре года становящееся одной из самых обсуждаемых тем в мире, поэтому всеобщее разочарование от событий августовского Пекина накрыло Россию с головой. Активные же болельщики, со спортом дружащие даже в периоды относительного информационного затишья, еще до начала этой Олимпиады понимали — чуда ждать не нужно. Поэтому смотрели на происходящее трезво, хотя и не без доли сдержанного оптимизма.

В плане интриги пекинские Игры не удивили. Российские сборники традиционно пребывали в роли статистов на старте, накатив лишь к завершению, когда пришло время проводить состязания по “нашим” видам — борьбе, боксу, легкой атлетике, художественной гимнастике. Явно не досчитались своего стрелки, фехтовальщики, пловцы, тяжелоатлеты и игровики. Большую часть Олимпиады вся Россия уступала в медальном зачете одному лишь американскому вундеркинду Майклу Фелпсу. И сейчас (это я обращаюсь к тем людям, которые следили за событиями в Китае постольку-поскольку) ни в коем случае не верьте заявлениям того же Тягачева и его сторонников о том, что, поднявшись с двадцать второго места в табели о рангах на третье, мы совершили невероятный подвиг, заслуживающий положительной оценки прошедших Игр! Это неправда. Для нас, навсегда отравленных золотом советских побед и попавших в тройку медальных лидеров не в борьбе с двумя лидерами, а в противоборстве с Германией и Великобританией, лучшая отметка — удовлетворительно, с длиннющей натяжечкой. Сразу оговорюсь: это не ура-патриотизм жестко оттолкнул автора этих строк от компьютера и заставил строчить бравурные высказывания о былой славе отечественного спорта. Это Леонид Тягачев — да-да, он самый! — за три дня до вылета олимпийской команды в Пекин, позируя на фоне Кремля, взял да и ляпнул в журналистские микрофоны о том, что китайцам не выдержать нашего давления. Так и сказал: “Мы поборемся с хозяевами за первое место в медальном зачете”. Впрочем, сейчас этот мастер художественного слова наверняка найдет отговорку: боролись же, дескать, не обманул!

Только вот с каким успехом? А ведь

вполне было достаточно перед Играми предоставить публике реальное отображение сил и озвучить планы НОК, основанные на холодном анализе ситуации, а не на хороших снах его руководителя.

Примечательно, что за предыдущий олимпийский цикл в развитие отечественного спорта было вложено средств едва ли меньше, чем в тех же Соединенных Штатах или в КНР. Только вот точечного, конкретного усиления проблемных позиций не получилось. Слишком уж неповоротлива система российского спорта на местах — куча различных ведомств, подведомств, управлений, комитетов и федераций различных уровней, где заседает немало воров и лоботрясов. Это тоже не образное сравнение — так нашу современную действительность в одном из недавних интервью обозначил руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов, постоянно говорящий о необходимости выстраивания строжайшей вертикали по типу государственной власти в стране. Фетисов после недавней реорганизации отечественного спорта, когда к его структуре высшего управления и тягачевскому НОКу добавилось еще и соответствующее министерство во главе с Виталием Мутко, сам пребывает в опале, поэтому в суждениях рубит с плеча. От этого они менее правдивыми не становятся — отечественная история не зря именует средневековую семибоярщину Смутным временем. Змей Горыныч с амбициозными эгоистическими головами творить добро не способен — прежде всего для своего тела. Представьте, один ум требует пива для заливания “вчерашних” труб, другой желает овсяного печенья, а третьему подавай красавицу. То же самое сейчас происходит и в российском спорте.

Следует отметить: очевидные перемены уже наметились — в прошлом выпуске “Стадиона” мы рассказывали о том, что министр Мутко начал готовить комплекс мер по устранению этого организационного бардака. В частности, деньги на развитие спортивных федераций будут строго контролироваться. Скорее всего, одним человеком. Как в феноменальном Китае, который единым кулаком вышиб из олимпийской копилки 51 золотую медаль. А мог и больше.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА