Экономика
Стоит ли бояться безработицы в Красноярском крае?
Эксперты поделились своими мнениями.
На фоне санкций Запада некоторые аналитики прогнозируют рост безработицы. Но у нас в регионе на рынке труда на сегодня фиксируется стабильная ситуация. Поставлена задача её сохранить и, более того, принять меры к тому, чтобы экономика развивалась. В региональном штабе Общероссийского народного фронта (ОНФ) на эту тему состоялся большой разговор.
Принимают чаще, чем увольняют
В переломные моменты, вызванные историческими потрясениями и перестройкой экономики, люди всегда опасаются за своё будущее. Кто-то переживает, не закроется ли его организации? Многие задаются вопросом: что будет с зарплатами? А те, для кого важна карьера, боятся, что не смогут её дальше строить. Да, пока вроде всё по-прежнему, но… Учитывая практически ежедневные сообщения о тех или иных ограничениях западных стран, заявления иностранных компаний о приостановке деятельности в России, интернет-публикации на тему “всё плохо”, страхи и сомнения не дают покоя жителям. Всё это называется негативным информационным фоном и отрицательно влияет не только на настроение, но и на производительность труда.
Однако есть ряд объективных показателей, которые могут успокоить россиян. Так, по сравнению с началом года у нас не стало больше безработных. В красноярском крае официальными носителями этого статуса, зарегистрированными в государственных органах, являются всего 12 тысяч человек. Об этом на совещании в ОНФ сообщил заместитель руководителя краевого агентства труда и занятости Сергей Селюнин. По словам Сергея Александровича, для каждого, кто остался без источника дохода, в базе службы занятости имеется порядка шести-семи предложений. А в общей сложности в разных отраслях на данное время есть порядка 73 тысяч вакансий.
— Существует ещё такой статистический срез, как сальдо принятых-уволенных, — отметил замминистра. — С начала года у нас фиксируется положительное сальдо. В организации Красноярского края принято 168 человек, а уволено 149. На мой взгляд, для таких сложных времён это добрый знак.
Из положительных тенденций Сергей Александрович назвал продолжение реализации всех государственных программ содействия занятости. Таких, например, как “Демография”, которая включает в себя бесплатное обучение граждан предпенсионного возраста. Она была особенно популярна в пандемию.
COVID-19, к слову, в принципе научил руководителей и подчинённых тому, чего они раньше толком не умели: работать из дома удалённо, организовывать дистанционные сервисы, торговые площадки. А главное — гибко подстраиваться под меняющиеся условия.
Непрерывный мониторинг
Будут ли люди обеспечены работой в обозримом будущем? Это зависит от стабильности предприятий. К сожалению, сегодня многие компании из-за санкций и нарушения логистики лишились привычных поставщиков и налаженных производственных цепочек. Поэтому важно как можно быстрее наладить новые связи, не тратя много времени на административные процедуры. А здесь без помощи власти не обойтись. В правительстве края создан оперативный штаб, где обсуждают всю актуальную информацию, детально исследуют ситуацию в каждой сфере и стараются никого не бросить на произвол судьбы.
— Особое внимание уделяется системообразующим предприятиям, от которых зависит благополучие целой отрасли, — рассказала Марина Лейман, заместитель министра экономики и регионального развития. — Их у нас 27, и там занято больше 70 тысяч сотрудников. Не забываем о градообразующих компаниях и о тех, кто в вышеперечисленные категории не входит, но является надёжным работодателем и налогоплательщиком. На данный момент у них не отмечается никаких ухудшений. Производства не сокращаются, а если у кого-то случаются временные трудности, то мы сразу вмешиваемся. Так было, например, с заводом холодильников “Бирюса”. В прошлом году эксперты взялись за научную работу по созданию в нашем крае центра управления рынком труда. Эту систему планировали внедрять постепенно. Но, учитывая ужесточение санкций, разработку хотят завершить уже к декабрю.
Ни один из начатых раньше проектов не остановлен: так же строятся дороги, здания, обновляется общественный транспорт. При этом возврат к прежним экономическим показателям возможен, только если сделать большой рывок вперёд. Как верно написал в одной из своих историй гениальный Льюис Кэрролл, чтобы только оставаться на месте, нужно бежать со всех ног.
Куда идём, что делаем?
Президент Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафаэль Шагеев, который напрямую консультирует представителей малого бизнеса, обращает внимание коллег ещё на один очень важный момент. Несмотря на различные антикризисные меры, многие предприниматели задаются вопросом: “Куда идём, что делать?”
— Сейчас много говорится об импортозамещении, — заметил Рафаэль Марсович. — Эта тема действительно крайне важна. Но необходима номенклатура продукции, понимание, что именно мы хотим заместить. По мнению Рафаэля Шагеева, нужно пересмотреть подход к статистике, сделать её по-настоящему национальной. Поставить задачи с цифрами и темпами экономического роста. Для того чтобы нам обеспечить замещение импорта, надо чётко представлять, какие запчасти, детали для чего служат, сколько их произвести. Чтобы не получилось так, как в 2010 году с картофелем. Тогда в Татарстане, Удмуртии, Башкирии случилась засуха и второго хлеба почти не выросло. Наша картошка уходила по 27 тысяч рублей за тонну. Вдохновившись выгодой, сибиряки в 2011-м засадили ею все поля, но такого высокого спроса уже не было, и они не знали, куда её девать.
Все участники совещания в ОФН сошлись во мнении, что в крае до сих пор не было опыта поддержки конкретных технологических цепочек и продуктов. И его нужно срочно нарабатывать. А ещё не надо стесняться возврата к государственному планированию. В некоторых случаях оно вполне уместно.
Евгений Дмитриев, заместитель председателя регионального Союза промышленников и предпринимателей, подчеркнул, что экономическое противостояние между нами и Западом довольно серьёзное: “Сейчас все немного отвлеклись на отдых и отпуска. Но давление не слабеет, а, наоборот, усиливается. Сложно прогнозировать, что нас ждёт в перспективе, но мы должны думать, как принимаемые сегодня решения повлияют на будущее”.
Не так давно Евгений Дмитриев вместе с Александром Дроздовым, депутатом Государственной думы, объехали несколько предприятий в пригородах Красноярска. И убедились, что среди них есть флагманы, которых нужно всем ставить в пример. В Берёзовке, к примеру, сравнительно небольшая компания уже десять лет производит детали для сельскохозяйственной техники и сейчас готова увеличить мощности. Причём не просит ни у кого помощи, решая все проблемы самостоятельно.
Что в итоге?
— Зарегистрированная безработица у нас находится на допандемийном уровне, а под риск увольнения, в том числе в связи с неполной занятостью, попадает в полтора раза меньше работников, чем год назад, — написал на странице в социальных сетях Егор Васильев, координатор экономического блока красноярского регионального отделения ОНФ. — Но риски очевидны. Поскольку успешность антикризисной политики измеряется в первую очередь уровнем реальных доходов, нужно принимать все возможные меры по стабилизации этого показателя.
Дополнительно к тому, что уже делается, решено принять ряд шагов:
• Проводить анализ скрытой безработицы на основе данных граждан, вставших на учёт во время пандемии.
• Изменить требования к отраслевой статистике.
• Рассмотреть возможность отнесения граждан, уволенных с безнадёжными долгами по зарплате, к категории попавших в трудную жизненную ситуацию, чтобы произвести им соответствующие выплаты.
• Обеспечить привлекательные условия для переезда в сельскую местность для специалистов, которые уже раньше там жили и хотят вернуться, а не только для тех, кто трудоустраивается в селе впервые.
• Организовать целенаправленную информационную кампанию, направленную на поддержку занятости на работающих местных предприятиях.
В сёлах Красноярского края много сезонной работы. Это не только посевная, уборочная страда и пастьба скота, но и сбор дикоросов, обслуживание баз отдыха, куда в последние годы устремляются целые потоки туристов. Было бы логично разработать всем понятную модель временного трудоустройства в сельскую местность студентов красноярских вузов. А возможно, и других горожан, которые готовы в течение, допустим, тёплого сезона выполнять определённые обязанности и получать за это зарплату.
В Красноярском крае, как и по всей России, сегодня отмечается так называемый кризис сбыта. Он обусловлен тем, что начиная с февраля сильно выросло в цене сырьё и отпускные цены, соответственно, тоже. Однако покупательская способность резко упала, и стоимость товаров приходится снижать. Таким образом, инфляция если не остановится совсем, то значительно замедлится. И если для обычных людей снижение цен — приятный бонус, то экономику предприятий оно ослабляет. Ведь если себестоимость продукции в маленькой или даже средней компании выше, чем в крупных корпорациях, то последние в конце концов поглотят “малыша”.