Новости
Кто первый начал? Греки!
Назира Манкиева и Асланбека Хуштова привел к победе в Пекине заслуженный тренер России Михаил Гамзин. Сегодня Михаил Александрович — гость “Стадиона”.
Ну, за справедливость!
— Олимпийские игры произвели на меня незабываемое впечатление! — честно признался нам Гамзин. — Чего стоит, например, открытие Олимпиады, спортивные сооружения, возведенные в Китае, гостеприимство и радушие китайцев. Кстати, с Сан Санычем Карелиным мы в Пекине встретили двух наших старых знакомцев — Хур Га и Ли Ли. Обоих я привозил в нашу страну из КНР в качестве спарринг-партнеров для Карелина. Хур Га впоследствии стал призером чемпионата мира.
И все же, что для тренера двух олимпийцев могло в первую очередь запомниться в Пекине? Конечно же, каждая из схваток Манкиева и Хуштова на их пути к чемпионским титулам. Не забыть, как в полуфинале кричу: “Асланбек, спокойно! Только один раз его сделай и — порядок!” Хуштов собрался и всего за полторы минуты положил чеха на лопатки — сэкономил и время, и силы. А после золотого финала Асланбек выбежал к трибунам, сгреб меня в объятия и чуть не вытащил на ковер через барьер, крича: “Какой ты, тренер, молодец!” Я ему в ответ: “Нет, это ты у нас молодец, красавец!” В общем, не зря я в Пекине в шесть утра вставал, готовил Манкиеву и Хуштову привычную еду, а потом две персональные кастрюли всеми правдами и неправдами передавал ребятам в олимпийскую деревню. Спасибо главному тренеру сборной — Гоги Когуашвили, пятикратному чемпиону мира, — делал все, чтобы спортсмены выходили на ковер максимально готовыми к борьбе. В олимпийской деревне порядки строгие, но Гоги Мурманович звонил начальству китайских секьюрити, те высылали офицера. Мы с главным тренером сборной на его глазах съедали по три-четыре ложки наваристого бульона. После этого офицер, докладывал “наверх”, что все в порядке, давал “добро” на то, чтобы чудо-бульон могли пронести в деревню. В спорте имеет значение каждая, даже самая, на первый взгляд, малюсенькая деталь.
Манкиев действовал в Пекине инициативно, хитро, динамично. Правда, в финале Ровшан Байрамов едва не наказал Назира, использовав его же движение, сделал захват и бросил. Однако Манкиев — молодец — в полете вывернулся и сумел пятиочковый бросок перевести в банальный прием, оцененный судьями всего в один балл. Вообще Назир показал себя на Олимпийских играх великолепно: на пути к финалу победил практически всех сильнейших борцов мира. Выиграл у иранца Хамида Сорьяна, который на трех последних чемпионатах мира проиграл лишь один период. Затем в полуфинале наступила очередь корейца Еунчол Парка — серебряного призера последнего чемпионата мира. И в том, что именно Назир завоевал первую для россиян золотую медаль, наверное, есть высшая справедливость.
Без команды — никуда
— Победы Манкиева и Хуштова — это труд и талант, во-первых, самих спортсменов. Во-вторых — труд и талант многих людей. Гоги Когуашвили, главный тренер по греко-римской борьбе, очень многое сделал для того, чтобы Назир и Асланбек выступили на Олимпийских играх. Я думаю, что у Когуашвили хорошее тренерское будущее, поскольку он умеет подбирать людей в свою тренерскую команду. С Рустемом Мамбетовым мы также работали в самой настоящей спайке. Откровенно обсуждали схемы работы с Хуштовым и Манкиевым, модели их будущей борьбы. Мы все вместе работали на общее дело.
Однако Красноярский край заявил о себе в Пекине и заставил говорить не только после побед Сайтиева, Манкиева и Хуштова, но и благодаря самой замечательной команде — болельщиков. Ни одна делегация из российских краев и областей не имела в своем составе юных спортсменов, а мы — победителей красноярских городских Детских олимпийских игр. На эту особенность красноярцев обратили внимание в Китае и министр спорта и туризма России Виталий Мутко, и президент фонда Ивана Ярыгина — Наталья Ярыгина. То, что первую золотую олимпийскую медаль для России завоевал красноярец, возможно, было предопределено еще и тем, что мы, болея за ребят, не только не жалели своих голосовых связок, но и одеты при этом были в майки цвета золота. Хотелось от имени всех нас, побывавших в Пекине, поблагодарить губернатора края Александра Хлопонина за то, что наши спортсмены ощущали на ковре поддержку болельщиков края, а непосредственными свидетелями их побед стали десятки красноярцев.
Причем силу свою красноярская команда показала не только в дни Олимпиады, но и на всем пути к ней. На завершающем этапе неоценимую помощь оказали нам администрация края и депутаты Законодательного собрания края, выделившие немалые средства для полноценных тренировочных сборов кандидатов в олимпийскую сборную. Хотел бы сказать спасибо тем, кто стал помогать нам шесть лет назад готовить из мало кому известных борцов-перворазрядников будущих олимпийских чемпионов — Анатолию Золотухину, Андрею Джоеву, депутату Законодательного собрания края Анатолию Быкову и Виктору Шапунову, который очень много делает для юношеского спорта. Большую помощь борцам греко-римского стиля оказал и продолжает это делать председатель нашей краевой федерации Анатолий Самков, министр спорта и молодежной политики краевого правительства Сергей Гуров. Я мог бы назвать еще очень многих достойных людей, которые помогали и продолжают нам помогать.
Мужчины
— И Назир, и Асланбек — замечательные, очень порядочные ребята. Мы понимаем друг друга с полуслова. Разговаривать с ними надо как мужчина с мужчиной. Никогда не надо лукавить, или тем более обманывать, и тогда они будут открыты тебе всем сердцем. Оба говорят, что сейчас для них красноярская земля также стала близкой. А то, что некоторые этапы подготовки ребята проводили в Ингушетии или Кабардино-Балкарии, то это нормально. К примеру, у Хуштова родилась дочь, естественно, что ему хотелось бы почаще видеться с дочерью и супругой. К тому же дочка словно придает Асланбеку дополнительные силы. Именно с ее рождением к нему пришли большие успехи. У Манкиева в Ингушетии живут родители и многочисленные братья и сестры. Зачем искусственно лишать борцов такой мощной моральной поддержки, какой является поддержка близких им людей. К тому же, проводя тренировочные сборы на родине борцов, мы не только экономим средства на перелеты, но и минимизируем отрицательное влияние процессов акклиматизации и реакклиматизации перед серьезными стартами в Европе, в Москве или Питере. В то же время и родные Хуштова и Манкиева, и их первые тренеры, руководители республик и раньше понимали, а сейчас понимают особенно ясно, что красноярская краевая школа высшего спортивного мастерства по видам борьбы, созданная Миндиашвили, — великая школа. Дмитрий Георгиевич сам по себе академик борьбы, но ему этого мало — он построил настоящую академию борьбы, в которую считают за честь попасть многие российские спортсмены. И живем мы — вольники, греко-римляне, самбисты — одной семьей. А мудрый и справедливый Дмитрий Георгиевич болеет и переживает за каждого из нас и старается помочь всем, не считаясь ни со своим временем, ни со своим здоровьем.
Поверьте, тренерское искусство очень непростое. Я и раньше не ломал спортсмена, если он приходил ко мне, имея определенную технику, — старался развить его лучшие качества. С тренерами Хуштова и Манкиева из Кабардино-Балкарии и Ингушетии мы работаем рука об руку. Анзор Карданов — тренер Хуштова сам был очень неплохим борцом, а затем стал и хорошим, думающим тренером. Мы с ним имеем общее видение борьбы, тренировочного процесса, а если в чем и расходимся, то в этом случае вырабатываем общую линию и оба ее придерживаемся. И первый тренер Асланбека Юрий Бетоков участвует в нашей работе. С тренером Манкиева Русланом Чахкиевым мы тоже являемся единомышленниками.
Не могу не назвать еще одного тренера сборной России — Александра Меньшикова. Он персонально отвечал за подготовку борцов весовой категории до 96 кг.
Завтра — все с нуля
— Я знаю, что каждая новая тренировка снова будет для меня экзаменом на профпригодность. Так что легкой жизни не жду, не ждал и не дождусь. Но поверьте, те минуты безграничного и полного счастья, которые я наконец-то ощутил в олимпийском Пекине, наверное, все-таки стоят тех испытаний, ограничений, которые по жизни испытывает тренер и его близкие. Это моя жизнь, это мой крест, мое предназначение.
И еще. Надеюсь, что Назир Манкиев и Асланбек Хуштов станут для ребят такими же кумирами, как Бувайсар Сайтиев, и привлекут в спортивные секции много
новых красноярских мальчишек.