Новости

Табун под капотом

Табун под капотом

Калининградский губернатор Георгий Боос возмутил общественность, предложив поднять ставки транспортного налога. “Нам дороги надо строить и содержать, — аргументировал он. — И в первую очередь делать это нужно за счет тех, кто по этим дорогам ездит, а не за счет социальной сферы”.

Боос наверняка понимает, о чем говорит: он хоть и недолго, чуть более полугода, но возглавлял Государственную налоговую службу. К тому же именно транспортные сборы — его конек: в самом начале своего губернаторства Георгий Валентинович уже поднимал ставки, не побоявшись явного недовольства населения. На этот раз законопроект предусматривает их увеличение по отдельным видам транспорт-ных средств — и с поправкой на грядущую инфляцию: в 2009 году на 12,8 процента, в 2010 — на 12 процентов. При этом повышение коснется владельцев легковых и грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно и свыше 250 л.с., а также автобусов, катеров, моторных лодок с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, несамоходных судов. Для прочих категорий ТС ставки не меняются, поскольку в 2005 году были установлены в максимальных размерах.

Георгий Боос не скрывал, что ориентируется на соседа по Северо-Западному федеральному округу — Новгородскую область, где ставки, например, для автомобилей мощностью до 100 л.с. составляют 18 рублей за каждую лошадиную силу, до 150 л.с. — 35 рублей. И ведь не возразишь никак: при населении области менее 950 тысяч человек около 320 тысяч — “на колесах”. Естественно, большая часть автомобилистов сосредоточена в столице, городе старом, с узкими, доставшимися в наследство от немецкого Кенигсберга, улицами, где пробок не случается разве что лишь ночью. То, что дороги надо строить, — сомнению не подлежит. Разумеется, транспортный сбор напрямую на эти цели пустить не могут: согласно Бюджетному кодексу, налоги не могут иметь целевого назначения по расходованию. Это раньше, когда платили только юридические лица, существовал Дорожный фонд, куда и зачислялись собранные суммы. Затем ставки для юрлиц снизили, зато для “физиков” — подняли. А Дорожный фонд, в который стали поступать какие-то незначительные средства, вовсе упразднили.

Красноярску тоже нужны дороги, и их строят. Несмотря на то что ставки транспорт-
ного налога в крае, по сравнению с Калининградской или Новгородской областями, относительно небольшие. Так, за автомобили мощностью до 100 л.с. — по 6 рублей, для машин до 150 л.с. — 18 рублей, до 200 л.с. — 36 рублей, до 250 л.с. — 63,5 рубля, свыше 250 л.с. — 127 рублей.

— По моей информации, то, что мы тратим на строитель-ство дорог, на порядок больше того, что собираем, — говорит заместитель председателя ЗС края Алексей Клешко. — В текущем году только из краевого бюджета на эти цели направлено более 7 миллиардов рублей, общая же сумма транспортного налога не достигнет 1 миллиарда. Но поднимать кардинальным образом ставки мы пока не собираемся. Впрочем, устанавливать льготы владельцам старых машин тоже не будем: они так же ездят по улицам, так же изнашивают дороги. А у транспортного налога природа такова, что он должен компенсировать, так скажем, этот износ.

Однако эксперты не исключают, что через несколько лет, когда дороги региона будут в основном приведены в порядок, законодатели иначе взглянут на проблему транспортного налога. И, может быть, попытаются использовать его как механизм, сдерживающий неконтролируемый рост числа личного транспорта в Красноярске. По примеру стран Европы, где люди сначала считают деньги и только потом покупают себе авто.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА