Новости
Три в одном
“Здравствуйте, у нас в магазине проводится акция…” — эти слова слышал, пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни. Именно после них вы становитесь перед выбором: либо со словами: “О боже, и тут они” покинуть место “нападения” промоутера, либо с заинтересованным лицом выслушать заранее продуманную речь и уйти с чувством выполненного долга.
Промоутер — кто он такой?
Промоутер — странная профессия, в некотором роде он и продавец-консультант, а в некотором — даже мерчендайзер… С одной стороны, такой работник помогает в представлении товара покупателям и даже “убалтывании” оных на незапланированные покупки, а с другой — промоутер расставляет товар на прилавках магазинов выгодным образом, чтобы и ему было удобнее работать, и посетителям было удобнее выбирать.
Типичный портрет представителя данной профессии — студентка второго-четвертого курса обычного института с небольшим количеством свободного времени и большим желанием заработать денег. Обычно промоутер одет в специально заметную промоодежду или ростовые куклы (костюмы, изображающие, например, логотип компании). Огромный плюс такой профессии в том, что она не отягощает монотонным графиком работы и радует относительно высокой почасовой оплатой. Много промоутеров рекрутируется из среды пока еще не определившихся с работой и вышедших из декрета молодых женщин. Им тоже нужны деньги и относительно свободный график работы.
Обычный среднестатистический промоутер получает от 80—100 рублей за час своей работы (раздавая при этом рекламные материалы, вручая подарки за покупку, проводя дегустации, консультирование и анкетирование). Такие же девушки и юноши, но уже модельной внешности получают за то же самое около 150 рублей. Естественно, если вы участвуете в вечерних и ночных акциях, ваша заработная плата может несколько увеличиться: к примеру, вместо дневных 100 рублей вы получите около 150—200 рублей за час.
Взгляд изнутри…
Подавляющее большинство промоутеров участвует в акциях время от времени: студенты учатся, безработные рано или поздно находят постоянное место, одинокие заводят семьи и сидят дома. Текучка, регулярные обновления состава — такова главная специфика работы с промоутерами.
Не каждый вытерпит такой бешеный темп и такие условия работы… Ведь это действительно морально сложно. Сложно в первый раз подойти к человеку и предложить ему свой товар. Во второй и в третий раз — тоже сложно, ведь не знаешь, какой будет новый собеседник: улыбаясь, согласится выслушать твое предложение или же нагрубит. Каждый, кто работает в данной сфере, должен уметь находить подход к любому клиенту, именно поэтому промоутер должен быть не просто человеком, который представляет товар, но и немного понимающим другом, который не просто делится своей “радостью” или новостью о каком-то продукте, но и сопереживает проблемам посетителя.
— Это невероятно сложно:ежедневно приходя на работу, отключаться от всех своих проблем, забывать о том, что у тебя болит голова, да и вообще вчера поссорился, например, с лучшим другом, — говорит промоутер Анастасия Ларкина. — Вместо этого ты снова выходишь в торговый зал, собираешься с мыслями, улыбаешься, делаешь вдох и идешь в “новый бой”, где делаешь свою работу. Там ты и психолог, и продавец, и консультант, и непосредственно промоутер, готовый найти подход ко всем и каждому, доступно и понятно объяснить условия акции, либо представить товар так, чтобы у твоего собеседника остались, как минимум, хорошее настроение и приятные впечатления от вашей беседы. Ты должен научиться понимать и даже предугадывать реакцию потенциального покупателя, понимать, что он скажет, и заранее продумать ответ. Должен наверняка знать, стоит ли вообще подходить к человеку, ведь поза потенциального собеседника говорит о многом…
Все стороны медали
Какими качествами должен обладать человек, готовый работать промоутером? Этот вопрос мы задали людям, которые могут оценить работу промоутера с трех разных сторон: самому промоутеру, покупателю и психологу.
Татьяна Субач, психолог: “Вопрос межличностных отношений очень сложный. Сложно давать какие-то общие советы для человека, идущего в эту профессию, все сугубо индивидуально. Для начала представьте себя на месте вашего потенциального покупателя и подумайте: с каким человеком проще будет общаться, как он должен выглядеть, какими чертами характера обладать? А уж затем перенесите все эти качества на себя. И тут, вероятно, вы поймете, что должны располагать к общению, ваш внешний вид должен как будто говорить: “Я помогу вам сделать выбор”. В разговоре с собеседником будьте настойчивым, но не занудным. Вместо стандартной фразы: “Здравствуйте, у нас проводится акция. Посмотрите такую модель фотоаппарата” удивите человека вопросом: “Вы помните свой первый фотоаппарат?” Улыбайтесь. Умейте сопереживать, научитесь не только слушать, но и слышать человека. Дело в том, что есть два типа общения: “Я — сообщение” и “Ты — сообщение”. “Ты — сообщение” ориентировано на абстрактный разговор с клиентом, а “Я — сообщение” — на диалог с конкретным человеком с его запросами и проблемами. Как раз такой тип общения поможет найти общий язык с каждым клиентом. И еще один совет: старайтесь абстрагироваться от личных проблем.
Екатерина, промоутер, студентка СибФУ: “Работая промоутером, я поняла одну очевидную вещь: как ты относишься к человеку, так и он отнесется к твоему предложению. Нужно искренне верить в то, о чем ты говоришь. Нельзя лгать людям, они это подсознательно чувствуют. Лично я стараюсь представлять тот товар, в котором я уверена, я не хочу, чтобы человек по моему совету купил что-то, потом это что-то на третий день эксплуатации сломалось, и он думал: “Ай, какая нехорошая девушка, посоветовала мне плохую вещь!”
Мария Андреевна, покупатель, пенсионерка: “Думаю, что промоутером может быть приятная молодая девушка. И она должена разбираться в том, о чем говорит. У меня была одна такая ситуация: я выбирала внучке подарок на день рождения (мы с дочерью посоветовались и решили подарить ей плейер). К нам подошла девушка, приветливо поздоровалась, показала плейер, а сказать-то про него ничего толком и не может. Ладно, я уже не сильно разбираюсь в современной технике, а молодые должны быть с техникой на ты, особенно если пытаются ее продавать”.