Новости
Нам три годика
Правительство России одобрило проект трехлетнего государственного финансирования — впервые в истории страны казенные доходы и расходы планируются на столь длительное время. Напомним, в новейшей истории были моменты, когда руководство не знало, где взять денег буквально на неделю, как в 1990—1991 годы, поэтому новшество, кроме всего прочего, послужит выигрышным пропагандистским ходом. Такое стало возможным только благодаря высокой конъюнктуре мировых цен на нефть и металлы, что, кстати, поможет Красноярскому краю успешно сверстать собственный бюджет на 2009—2011 гг.
На днях премьер-министр Владимир Путин озвучил параметры новой казны: расходная часть должна быть в пределах 9 триллионов рублей, а доходная — 11 триллионов без малого. То есть ста миллиардов рублей. О проекте трехлетнего бюджета стало известно еще в конце 2006 года, и это оказалось сигналом для региональных и муниципальных финансистов всей России к реконструированию уже своих денежных программ. Сейчас, например, над долгосрочным проектом достаточно активно работают не только в краевом правительстве, но и в самом Красноярске, Норильске и других территориях. По мнению регионального министра финансов Михаила Котюкова, к составлению трехлетнего бюджета в принципе готовы “до пятнадцати городов и районов края, но не все муниципальные образования, есть и сложности”. По его словам, речь о нормативно-правовой базе, которая в условиях перехода на необычно долгое планирование требует серьезной перекройки.
Параметры будущей красноярской казны пока не оглашались. Но если оттолкнуться от проекта российского бюджета, то вероятнее всего следующее: три финансовых года в стране верстаются путем механического сложения затрат и доходов 2009-го, 2010-го и 2011 годов. Естественно, с увеличением в сторону инфляции и, хочется верить, из-за неуклонного и мультипликативного роста отечественной промышленности: судя по ги-гантскому профициту казны, какого еще не бывало со времен Ярослава Мудрого, в наполнение государственной кубышки включатся нанотехнологии, “ГЛОНАСС”, Ванкор, красноярский хаб и так далее. На все возражения по поводу неустойчивой конъюнктуры сырья эксперты обычно отвечают так — да эти средства в России уже давно накоплены. В бюджеты трех предшествующих лет туда закладывалась минимальная цена барреля нефти, не выше тридцати долларов, тогда как на мировых биржах она давно перемахнула стодолларовую планку. Соответственно, Минфин страны мог с некоторыми натяжками и допущениями спланировать проект казны не только на три, но и на четыре года вперед. Лучше, конечно, на четыре — это срок перевыборов в Госдуму и самого президента. Отныне, вероятно, на передний идеологический план уже выдвинутся ежегодные съезды “Единой России”, где также планируются доходы и расходы. И если в России снова будет финансовый профицит, мы оттуда будем узнавать о перечислении новых средств пенсионерам, врачам и педагогам.
Красноярский вариант трехлетнего бюджета не столь зрим и ярок, как российский. Но тут все дело в какой-то зыбкой неопределенности с покупателями никеля, меди, золота и платины на внешнем рынке. Они какие-то не столь державные и уверенные, как продавцы. И прогнозы цен на базовые источники доходов краевого бюджета менее радужные, чем на нефть.
Три года назад вице-губернатор Эдхам Акбулатов говорил автору этих строк, что некоторое падение цен на цветные металлы ожидается в 2006-м, может быть, в первой половине 2007 года. Спустя какое-то время депутат Законодательного собрания Валерий Семенов, курирующий тогда и теперь бюджетные проблемы, публично осудил “попытки ряда чиновников жестко привязывать наполнение казны к мировым ценам на никель и медь — это слишком опасно”.
Надо развивать другие экспортные варианты, говорил Семенов. К счастью, резкого обвала тогда не случилось. Но и такого бурного роста, как, скажем, в нефтяной сфере, — тоже. А сейчас, в эти дни, цены на все металлы кроме серебра вообще довольно быстро пошли вниз. Если эта тенденция сохранится, не совсем понятно, что будет с трехлетним проектом краевого бюджета. Можно было, конечно, сложить возможные доходы и расходы к 2011 году — получилось бы что-то около трехсот миллиардов рублей. Но, заметим, ни один чиновник пока такую величину обнародовать не спешит. В пресс-службе Красноярского министерства финансов нам вообще заявили, что “этой темы касаться рано: еще только идет защита ведомственных целевых программ на три года, расчеты не закончены”.
К ведомственным целевым программам, которые в коридорах власти благозвучно именуются ВЦП, мы еще вернемся. Пока же есть смысл остановиться на принципиальном обстоятельстве. В отличие от российского краевой бюджет — невзирая на колоссальные поступления от налогов на прибыль ведущих компаний (“Роснефти”, “Норникеля”, СУЭКа, “Полюса” и др.), все же, начиная с 2000 года, закрывается с дефицитом. Причем, как это ни поразительно, даже в самые благоприятные по цене металлов годы нашим чиновникам еле-еле удавалось соблюдать Бюджетный кодекс, сводя баланс доходов и расходов к минусу не более чем в 15 процентов от общего финансового объема. Причина более чем тривиальна — действия федерального центра. То он выведет из полномочий какой-нибудь местный налог миллиарда этак на два в год, то вмешается Федеральная тарифная служба и заставит нас, как два с половиной года назад, терять на плате за коммунальные услуги гигантские деньги. Выход из ситуации был всегда одним и тем же — брали срочный банковский кредит. Сейчас может произойти то же самое.
Слова Михаила Котюкова о “недостаточной готовности” трех четвертей краевых территорий к переходу на трехлетнее планирование, видимо, точны в части “неподготовленной нормативной базы”, но по сути дела отражают экономический расклад региона. Кто, например, готов заявить широким массам проект долгосрочного бюджета? Сама глубинка деликатно молчит. Но вот в краевом парламенте, например, считают, что примером для всяких там депрессивных округов должны стать Северо-Енисейск, Бородино, Норильск — то есть доноры. А это — цветные металлы, золото, уголь. Конечно, тот же Тюхтет глубоко виноват, что не готов к трехлетнему бюджету, но там давно уже привыкли ждать милости от края и Москвы и вряд ли переживают по поводу отсутствия выгодных месторождений, что само по себе бессмысленно. Не дал бог, как говорят в народе, так сиди молчи.
Красноярская власть, хорошо понимая, что и на Лондонской бирже металлов может грянуть падение цен, в эти дни пытается защитить упомянутые уже ВЦП, которые составляют, кстати, 70 процентов расходной части трехлетней казны. Возьмем грех на душу и предположим поперек батьки, что это в сумме — 250 или даже больше миллиардов рублей. В случае никелевого обвала местный бюджет посыплется в один миг, значит, необходима страховка за счет федеральных нефтяных поступлений. Или нанотехнологий, что для Красноярского края все едино. Именно в этом году обсуждение проектов ВЦП шло в регионе наиболее активно.
— На развитие системы здравоохранения Красноярского края в ближайшие три года потребуется около ста миллиардов рублей, — комментирует обстановку депутат Законодательного собрания Сергей Натаров. — Депутатам предстоит разобраться, по каким направлениям сколько не хватает, и решить вместе с правительством края, где брать деньги. Думаю, найти их реально. Но на федеральную поддержку рассчитывать не приходится.
Кроме этого, парламентарии недавно рассматривали законопроект ведомственной целевой программы “Развитие системы социальной защиты населения Красноярского края”, рассчитанный на 2009—2011 годы. По словам тогдашнего руководителя краевого агентства социальной защиты населения Розы Зубковой, представившей программу, “изменения в социальной структуре призваны повысить уровень жизни социально незащищенных слоев групп населения, а также улучшить положение молодых семей с детьми”.
Также, сообщает пресс-служба Заксобрания, на заседании комитета по природным ресурсам и экологии с разъяснениями проекта ведомственной целевой программы “Охрана окружающей среды в Красноярском крае” выступил руководитель департамента природных ресурсов и лесного комплекса администрации края Андрей Гнездилов. Ее количественные показатели предполагают создание 16 дополнительных постов экологического мониторинга для оперативного выявления нарушений природоохранных нормативов и оценки ущерба окружащей среде; увеличение массы вторично используемых отходов на территории края с 75 до 95 млн тонн в год; сокращение в 2011 году по сравнению с 2007 годом сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Красноярского края на 14 процентов; привлечение средств из федерального бюджета на финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений до 182,3 млн рублей в год…
Все эти события объединяет одно — твердая уверенность в 2011 годе. Если же, не дай бог, что-то произойдет с деньгами, то у власти есть богатый опыт выхода из сложных ситуаций. Ну, например, фактическое планирование бюджета (по одной двенадцатой от прошлогоднего), те же займы в банках. Но расстраиваться еще рано. Как сообщили нашей газете в министерстве финансов края, более предметный разговор о трехлетней казне чиновники поведут ближе к концу сентября.