Бизнес
В красноярской школе старшеклассники изучают основы ведения бизнеса
Ребят обучают составлять бизнес-планы, рассчитывать себестоимость продукции.
Экономика сегодня кардинально меняется. Помимо развития крупных холдингов, открываются отличные перспективы перед теми, кто может сделать что-то полезное своими руками и грамотно это продать. Таким людям в меньшей степени страшны потрясения на рынке труда, ведь они сами обеспечивают себе занятость и доход. Главное — научиться всё делать правильно.
В нашем городе на базе школы № 151 запущен экспериментальный проект по обучению школьников основам малого бизнеса, где подрастающее поколение может окунуться с головой в мир предпринимательства. И действительно осуществить самые смелые идеи на практике.
На ловца и зверь бежит
Для того чтобы “завертелось” новое интересное дело, нужно чтобы удачно сошлись звёзды. Чтобы в какой-то момент встретились единомышленники, которые поодиночке вынашивали в голове похожие идеи. Именно так было с созданием бизнес-отряда старшеклассников. На городском форуме в конце 2021 года представителей муниципального центра поддержки общественных и предпринимательских инициатив очень впечатлило выступление Татьяны Дебеловой, директора 151-й школы.
— Татьяна Анатольевна говорила о том, что образование сегодня отстаёт от рынка из-за того, что ребят целенаправленно не учат финансовой грамотности, взаимодействию с другими людьми, то есть как раз всему тому, что больше всего необходимо во взрослой жизни, — вспоминает заместитель директора центра поддержки общественных и предпринимательских инициатив Анастасия Калебина. — И о том, как они с коллегами стараются отвечать современным вызовам.
Как оказалось, в 151-й школе оборудован уникальный кабинет технологии. Здесь, например, есть огромный, похожий на карусель станок. На этом агрегате на футболки и другие вещи можно наносить по достаточно простой технологии различные рисунки. Такое оборудование предоставила красноярская компания “Инлаб” — чтобы помочь добрым начинаниям развиваться.
— Мне интересно работать с подрастающим поколением, и у меня уже есть такой опыт, — признался руководитель компании “Инлаб” и владелец станка-карусели Евгений Зархин. — Конкретно эти ребята мне нравятся своей основательностью, серьёзным подходом к правилам безопасности.
Когда стало ясно, что городские власти, образовательное учреждение и Евгений Зархин, готовый оказывать партнёрскую поддержку, мыслят в одном направлении, родился проект по организации в школе № 151 так называемого бизнес-отряда. Чем занимается молодёжное предприятие? Довольно приятным делом: изготовлением и реализацией сувенирной продукции.
Вместо беззаботного сна
Бизнес-отряд начал свою работу в первых числах июня. Занятия проходят с девяти утра до обеда. И это не только непосредственное изготовление сувенирки. Ребят обучают составлять бизнес-планы, рассчитывать себестоимость продукции. Дальше, под руководством наставников, они будут сбывать произведённый товар, распределять между собой выручку и даже отчитываться за доходы. Запланированы игровые практикумы, мозговые штурмы, разбор кейсов, поиск целевой аудитории. А в конце смены старшеклассники получат свои первые деньги.
На такой эксперимент согласились двадцать учащихся восьмых-десятых классов. До конца июня они будут ежедневно, с понедельника по пятницу, подниматься по будильнику, идти в школу, где им нужно трудиться физически и умственно. И хотя они могли бы в эти дни спокойно спать до обеда, праздно сидеть с гаджетами, гулять и веселиться, как все остальные их сверстники, никто из добровольцев не жалеет о своём выборе.
— То, что нам преподают, лично мне в жизни пригодится, — считает десятиклассница Виктория Леонтьева. — Я сейчас как раз на распутье, куда поступать: на бизнес-информатику или на направление “предпринимательство”. После лагеря, возможно, определюсь. У моего папы свой бизнес — технического плана, поэтому я уже в общих чертах понимаю, что значит работать на себя. Нужны ответственность, разумность, хорошее образование. И стресоустойчивость. Риски огромны, человек может потерять всё.
“Выхлоп” — две тысячи
У участника бизнес-отряда Данила Пономаренко среди родственников нет предпринимателей, но он не исключает, что сам ступит на такую стезю. И сейчас увлечённо моделирует на школьном ноутбуке дизайны футболок и кружек, которые планируют изготавливать и продавать ребята. Парень уверен: на каждую вещь найдётся свой покупатель. Главное — продавать в нужном месте и правильно выстроить рекламу — к примеру, в социальных сетях.
— Себестоимость одной кружки — от 50 до 150 рублей, в зависимости от того, что на ней изображено, — посвятил Данил в подробности расчётов. — В магазине примерно такой товар стоит 400 рублей. И спрос на него есть. Я нарисовал себе такую модель: если за неделю сделать 10 кружек и продать их по 300 рублей каждую, то получишь три тысячи. Чистый “выхлоп” составит две тысячи.
На вопрос, есть ли что-то такое, до чего никто ещё не додумался в плане оформления посуды для чая и кофе, молодой человек ответил, что едва ли: “Люди умные. Я видел парные комплекты с надписями “Муж” — “Жена”, “Любимый” — “Любимая”, кружки супероригинальной формы. Что ещё тут изобретёшь? Хотя за всех говорить не буду, у кого-то, может, и выстрелит единственное в своём роде предложение”.
Оптимистический настрой возникает у ребят не на голом месте. На такой лад их настраивает на тренингах Анастасия Калебина, которую все зовут просто Ася. Она с помощью коучинга вдохновляет на успех. Но одновременно “приземляет” юных слушателей чёткими рыночными категориями. Чтобы ни у кого не возникло иллюзий, что бизнес — это легко.
Комментарии
Павел Боргояков, директор центра поддержки общественных и предпринимательских инициатив Красноярска:
— Это первый в городе проект с полным погружением старшеклассников в бизнес. Мы хотим, чтобы ребята окунулись во все процессы: от поиска идей, производства продукции, до бизнес-планирования, продаж и отчётности. Важно, чтобы ребята прочувствовали эмоции от первого клиента, первых доходов, успехи в своей деятельности. В дальнейшем мы рассчитываем из полученного опыта сформировать традицию проведения таких лагерей на базе других образовательных организаций, чтобы ребята могли попробовать себя в бизнесе в своём районе. Так сказать, в шаговой доступности.
Татьяна Дебелова, директор школы № 151:
— Мы зашли смело в этот эксперимент. Верим в наших ребят, ждём больших результатов и надеемся на успех каждого. Здорово, что проект поддерживает администрация города. Без инициативы властей сделать такое было бы, наверное, сложно, поэтому сейчас мы пытаемся объединить все усилия и ресурсы.