Новости
Гонка за безопасностью
Нареканий к работе общественного транспорта, что ни говори, у нас еще более чем достаточно. Негативные проявления — будь то нагрубивший кондуктор, громкая музыка или непрофессионализм водителей — у всех на слуху. Однако самый большой резонанс среди жителей краевого центра вызывает обсуждение вопроса о безопасности пассажирских перевозок. И не случайно.
Многие помнят вопиющие случаи, когда выходивших из автобуса маму с ребенком шофер зажал в дверях и протащил несколько метров. Или когда участвующие в “гонках” маршрутки вылетали на тротуар, сбивая остановку и стоящих на ней людей. И как бы ни говорили о том, что мелких предпринимателей на транспорте притесняют и мучают проверками, всегда стоит помнить, что контроль маршруток — это вопрос безопасности всего города и каждого его жителя.
— Мы обязаны позаботиться о том, чтобы наши пассажиры получали качественные услуги и спокойно пользовались общественным транспортом, — говорит начальник отдела организации перевозок и дорожного движения департамента транспорта Сергей Веселков. — При этом приобретение новых автобусов, внедрение системы ГЛОНАСС и другие мероприятия кардинально не улучшат безопасность перевозок, если на самих предприятиях не будут четко выполняться требования законодательства в сфере организации пассажирских перевозок. К сожалению, соответствующий закон о транспортном обслуживании рассмотрен Госдумой в первом чтении и пока не принят как законодательный акт. Поэтому мы руководствуемся как Уставом автомобильного и городского наземного электрического транспорта и правилами перевозки пассажиров, принятыми в 2008—2009 гг., так и законодательными актами двадцатилетней давности, как правило, не отражающими современной действительности. И в этом случае приходится надеяться на ответственность самих транспортных предприятий.
Сегодня в Красноярске работает несколько десятков перевозчиков самого разного формата. Как небольших, выпускающих на линию по два автобуса, так и крупных — они имеют не только солидный автопарк, но и ряд собственных специализированных подразделений, в том числе и службу безопасности движения. И очевидно, что в каждом таком предприятии сформировалось свое отношение к теме ответственности перед городом и его жителями. Тем не менее, когда случается что-то плохое, ответственность перед населением за нарушения ложится на всех перевозчиков, плохих и хороших. Между тем на рынке красноярских перевозок есть примеры и частных перевозчиков, и муниципальных предприятий, которые очень внимательно контролируют весь процесс перевозок, от выпуска автобуса на линию до многочасового обучения водителей основам безопасного поведения на дороге. Возможность увидеть все это изнутри появляется нечасто. Но на днях представители департамента транспорта приехали с проверкой на одно из крупнейших частных предприятий города, чтобы посмотреть, как обеспечивается безопасность перевозок и как идет работа с внедренными системами ГЛОНАСС/GPS.
В небольшой комнатке, где выдаются путевые листы, несколько шоферов сидят перед экраном. На нем транслируются ролики о происшествиях с участием автобусов предприятия.
Тут же на стенде — списки “профессионалов ДТП” — водителей, которые имели подобные проблемы за последний год, снимки с места аварий. Каждое утро начинается с планерки в кабинете безопасности: там проводится доскональный разбор проблемных ситуаций, случившихся накануне.
— По закону, в каждой организации, занимающейся пассажирскими перевозками, должны быть специалисты по безопасности дорожного движения и уголки или кабинеты безопасности дорожного движения, — рассказал Сергей Веселков. — Владельцы одного-двух автобусов не всегда могут это обеспечить. Поэтому актуальным становится вопрос об объединении и укрупнении индивидуальных перевозчиков, имеющих от двух до пяти автобусов. Например здесь на одном маршруте работают сразу несколько мелких предпринимателей, которые имеют доступ к техническо-материальной базе самого крупного предприятия, участвуют в мероприятиях по безопасности движения.
После ежедневной утренней теоретической подготовки шоферы проходят обязательный предрейсовый медицинский осмотр. По словам генерального директора транспортного предприятия Михаила Ильянкова, все разговоры про водителей автобусов, появляющихся на дорогах в нетрезвом состоянии, не имеют к его организации никакого отношения. Медработники не выдадут разрешение в рейс даже работнику с повышенным давлением. Если же он находится в состоянии алкогольного опьянения, его могут и удостоверения лишить.
Следующий этап в цепочке организации безопасного движения — техническое обслуживание подвижного состава. В идеале машины должны проходить профилактический осмотр через каждые 15 тысяч километров пути. И на крупных предприятиях это требование соблюдается.
Но самую большую роль в повышении безопасности движения при работе на линии в последнее время, пожалуй, сыграло внедрение системы диспетчерского контроля ГЛОНАСС/GPS. Поначалу от некоторых перевозчиков были по этому поводу нарекания, но на сегодняшний день договоры на установку подписаны со всеми. Впрочем, некоторые даже ждали эти нововведения.
— У нас и раньше была диспетчерская служба, свои разработанные программы по управлению перевозками, — отметил Михаил Ильянков. — Вот только раньше невозможно было увидеть это все на экране. Теперь, если машина сходит с линии, диспетчер сразу связывается с водителем, выясняя причину. С появлением ГЛОНАСС мы теперь точно знаем, где находится каждая транспортная единица в любой момент: кто стоит в пробке, кто попал в аварию, кто сломался и куда высылать машину “Техпомощь”. Так мы автоматизируем все процессы: у нас даже номера билетов занесены в базу. Если вдруг у пассажира возникли претензии, но он не записал номер автобуса, мы всегда можем узнать его по номеру билета.
По словам Сергея Веселкова, такой серьезный подход к работе должен быть примером и для других перевозчиков. Кроме того, Сергей Никандрович прокомментировал ход работы по внедрению систем ГЛОНАСС/GPS:
— В бюджете города год назад были заложены средства в размере 28 миллионов рублей на оснащение городского транспорта системой диспетчерского контроля. После того как прошел конкурс, мы начали оснащение автобусов приобретенным оборудованием. Причем для предприятий это ничего не стоило. Зато теперь уходят в прошлое случаи, когда автобусы просто сходили с маршрута, без объективных причин. Улучшается и обстановка на дорогах. Сегодня уже действуют договоренности с ГИБДД: центральная диспетчерская служба оперативно сообщает о затруднениях на городских магистралях, а работники ГИБДД быстро выезжают на место аварий.
К 1 апреля работа по оснащению автобусов навигационными системами будет завершена: сегодня только 228 единиц общественного транспорта из 1 325 ежедневно выходящих в рейс не оборудованы бортовыми навигационными приборами диспетчерского управления. Но и это еще не все плюсы новых технологий: в дальнейших планах департамента — установка информационных табло, которые будут показывать время приезда автобусов на ключевых остановках. Два таких табло уже работают в тестовом режиме на остановке “Театр оперы и балета”: сначала там отображались два маршрута, теперь пять. В планах — оснащение подобными информационными экранами пятидесяти остановок. От горожан за эти нововведения звучит только благодарность: приведение в порядок расписания покончит с хаотическими гонками по городу, а значит, снизится аварийность.