Новости
Кому крест нести?
Восстановить историческую справедливость решили федеральные власти. Они предлагают вернуть религиозным организациям имущество, изъятое после революции 1917 года. Законопроект, разработанный Минэкономразвития, вызвал весьма противоречивые оценки.
Эксперты по недвижимости заявили, что в случае принятия документа русская православная церковь станет крупнейшим российским собственником. Средства массовой информации сделали вывод: таким образом государство избавляется от необходимости содержать культовые сооружения, что особенно актуально в период финансового кризиса.
“В действительности с экономическим кризисом принятие этого закона никак не связано, — считает руководитель отдела по охране объектов культурного наследия министерства культуры Красноярского края Юрий Тихонович. — Законопроект разрешает проблему, которая давно присутствует во взаимоотношениях с традиционными конфессиями. Необходимо вернуть то, что отняли советские власти”.
Предполагается два варианта: имущество может быть передано как в собственность, так и в безвозмездное пользование. Однако при этом возникает логичный вопрос: кто будет оплачивать расходы по содержанию и реконструкции помещений? Ведь в большинстве своем это не просто здания и строения, а объекты культурного наследия, охраняемые государством. “Только на территории края находится 45 таких объектов, — говорит Юрий Васильевич. — Поскольку православие в нашей стране — традиционная религия, значимая часть этих зданий относится к культовой православной архитектуре. Степень их сохранности разная. К сожалению, многие не имеют хозяина. Они не отнесены ни к федеральному, ни к региональному, ни к муниципальному имуществу. Тем не менее обеспечение их сохранности — забота государства, именно оно занимается привлечением средств, прежде всего бюджетных, на проведение реставрационных работ”.
По закону, как только имущество перейдет религиозной организации, на нее перекладываются заботы по дальнейшему содержанию и сохранению объекта культурного наследия. То есть деньги на реставрацию и ремонт государство перечислять не должно. “Зная реальные финансовые возможности Красноярской и Енисейской епархии, мы понимаем, что церковь будет брать в собственность только те объекты, в которых проведен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ”, — отмечает Юрий Васильевич.
— К сожалению, в нынешних условиях православная церковь не сможет самостоятельно содержать и восстанавливать все сооружения, — соглашается протоиерей Иоанн Боев. — Нам необходима поддержка со стороны власти, спонсоров, прихожан.
Идеальный пример тому, как совместными усилиями восстанавливали храм, — красноярская Благовещенская церковь. В советское время в ее помещениях находилась пушно-меховая база, затем в здании планировали разместить музей природы. Но в итоге помещение решили вернуть приходу, в 90-х годах прошлого века его отреставрировали. Большую часть средств выделил городской бюджет, также деньги на восстановление передали краевые власти и прихожане.
— Сегодня эта церковь находится в неплохом состоянии, епархия занимается ее приватизацией. Считаю, что именно отреставрированные объекты нужно передавать религиозным организациям, которые, в свою очередь, должны обеспечивать их содержание, — отмечает Юрий Тихонович.
Краевые власти пока такую поддержку обещают. В феврале губернатор региона Александр Хлопонин встретился с архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием. На совещании решили, что объем средств, запланированных на проведение реставрации храмов в 2009—2011 годах, уменьшаться не будет.
— В ближайшее время завершатся реставрационные работы в Покровской церкви в Шиле, в этом году храму исполняется 180 лет, — говорит Юрий Васильевич. — В Енисейске реставрируются четыре объекта. Кстати, на проведение работ в храме Богоявления, который является старейшим в крае — ему три столетия, предполагается выделить порядка 150 млн рублей. Ведь воссоздание облика каждой церкви — работа уникальная и затратная. Например, необходимо восстановить кирпичную кладку со сложнейшим узором. А современный кирпич не подходит для этого, нужны штучные экземпляры. Приходится делать индивидуальные заказы.
В Минэкономразвития, пока документ не прошел окончательных согласований, от комментариев отказываются. Впрочем, в 2007 году, по словам экспертов, когда началась работа по подготовке концепции законопроекта, представители министерства не скрывали, что закон поможет освободиться от бюджетных расходов на содержание церковных зданий. При этом в министерстве предположили, что церковь, получив имущество в собственность, сможет использовать его в коммерческих целях, соответственно, зарабатывать деньги на содержание храмов.
“Мы будем сдавать свободные площади в аренду, — признался одному из федеральных изданий председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган. — Но все полученные средства пустим на социальные проекты, например, открытие столовых для малоимущих”.
Пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский считает, что, получив имущество в собственность, церковь должна будет произвести экономическую реформу. “В селах очень много приходов, которые не смогут самостоятельно содержать храмы, — уверен он. — Все это побудит пересмотреть экономику церкви, чтобы помочь бедным регионам содержать здания в надлежащем виде”.
Интересно, что в патриархии проекту предъявляют дополнительные требования. Юрисконсульт этой организации Ксения Чернега заявила, что в нем много недоработок. В частности документ не устанавливает порядок безвозмездной передачи церкви музейных предметов и коллекций. Кроме того, в законопроекте дается “очень узкое определение имущества религиозного назначения”. Она заявила: “Мы надеялись, что это определение будет расширено и включит не только храмы и здания духовных семинарий, но и в частности здания воскресных школ, монастырских келейных корпусов, бывших церковных детских приютов”.
Пока документ находится в стадии обсуждения. И только время покажет, кто после щедрой раздачи имущества останется в плюсе: государство или религиозные организации.