Персона
Профессор Юрий Саломатов рассказал о создании навигационной системы на Крайнем Севере
Мы встретились с заведующим кафедрой радиотехники СФУ Юрием Саломатовым, получившим грант на арктический проект.
Развитием науки в нашем регионе можно по праву гордиться, как, впрочем, и теми людьми, которые расширяют область познаний и двигают прогресс. Учёные продолжали свою деятельность в непростые девяностые годы и другие кризисные периоды.
Сейчас опять наступили сложные для экономики времена, но исследователей, увлечённых своими идеями, в Красноярье не становится меньше. Мы встретились с заведующим кафедрой радиотехники СФУ Юрием Саломатовым, получившим грант на арктический проект.
Уникальные антенны
— Юрий Петрович, у человека непосвящённого может сложится впечатление, что радио — это уже довольно несовременный прибор. А действительно, где сегодня применяются радиотехнические наработки? Насколько они вообще важны в современной жизни?
— Это очень востребованная сфера во все времена. И в нынешнем ХХI веке на такие технологии есть большой спрос. Говорю это и как представитель науки, и как директор производственного предприятия НПО “ЮСТ”, которое с 1998 года начало производить телевизионные антенны для потребительского рынка. Часть продукции поставлялась в Омск, где была уникальная телевизионная станция, на тот момент единственная в России. Мы для них произвели интересную антенну, мой аспирант защитил по этой теме кандидатскую диссертацию.
— Чем антенна, благодаря которой аспирант получил научную степень, отличалась от остальных подобных устройств?
— Во-первых, размерами. Раньше везде размещались антенны длиной в метр, их и сейчас можно увидеть на крышах некоторых пятиэтажек. А та, которую мы разрабатывали для Омска, была небольшой, но при этом могла принимать разные диапазоны частот. Во-вторых, нам удалось в одной малогабаритной антенне совместить вертикальную и горизонтальную поляризацию электромагнитных волн и тем самым улучшить качество телевещания. Мы связывались напрямую с магазинами, потом у нас появился дилер. Мы и в Новосибирск отправляли довольно большие объёмы нашего оборудования. Ездили в командировки, находили людей, у которых на него есть спрос, и они уже в своём городе дальше его реализовывали.
— Вы, наверное, стали знаменитыми со своими передовыми разработками и вас показывали по телевизору?
— Нет, никакой особой публичности не было, мы с коллегами просто занимались тем, что умеем, что нам нравится, и, кстати, неплохо зарабатывали.
— Что включает в себя понятие “радиоэлектроника”? Кто сейчас ею занимается? Есть среди молодых специалистов инженерных предприятий, студентов по-настоящему светлые головы?
— Интерес к инженерному образованию в настоящее время объективно невысок, но умные ребята были, есть и будут. У меня, например, за последние пять лет защитилось шесть аспирантов. Некоторые из них доросли до доцентов.
Место применения — Арктика
— Проект, который выиграл грант нынешней весной, вы тоже готовили командой?
— Да, разумеется, у нас сформирован стабильный коллектив единомышленников. В нём есть и учёные, которые уже защитили свои диссертации, и сотрудники, пока ещё не имеющие научной степени. И все они с одинаково большим желанием участвуют в исследованиях. Причём работают в разных местах: в том числе и на местных промышленных предприятиях НПП “Радиосвязь”, “Информационные спутниковые системы”. Поэтому люди опытные, хорошо знакомые со всей проблематикой.
— Как специалисты с общими интересами в технической сфере друг друга находят и объединяются в творческое сообщество?
— Некоторые после окончания университета поступают в аспирантуру. Соответственно, находят “своего” преподавателя, научного руководителя. Часть ребят — молодые начинающие инженеры, но они тоже знают о нашей кафедре: информация есть везде. Наше сотрудничество с “Радиосвязью” и ИСС длится уже 30 или 40 лет.
— В чём суть исследования, которое получило грантовую поддержку?
— У нас несколько ребят выигрывали гранты. Последний раз мы подавали заявку по линии СФУ, а заказчиком выступило министерство связи Красноярского края. Проект связан с созданием независимой автономной навигационной системы для северных регионов. В том месте, где река Енисей впадает в Северный Ледовитый океан, необходимы как минимум две надёжные системы навигации. Одна — ГЛОНАСС — уже есть. Но должна быть ещё вторая, независимая от спутников. Такая поставлена задача — можно сказать, государственной важности.
— Как вы решились к такому глобальному делу подступиться?
— Подступиться — не совсем верное слово. Мы этими вещами занимаемся уже больше десятка лет. Что называется, инициативно. Читаем литературу, проводим исследования, строим модели с помощью специального программного обеспечения.
Любой грант предполагает, что учёные ещё до подачи заявки реально чего-то добились. Нужно предъявить какие-то доказательства того, что наша идея реалистичная. И одновременно грантовая поддержка является достижением некого промежуточного результата, за которым последуют опыты и апробация.
Комфортный Север
— Вы сами ездили в Арктику?
— Конкретно по проекту — нет, туда отправляли ребят из “Радиосвязи”. А я на Севере был давно, в качестве путешественника. В сельском поселении Караул — с богатой историей и природными ресурсами.
— Как вы думаете: Север можно сделать более привлекательным, комфортным для жизни?
— Судя по репортажам, которые сегодня показывают по телевизору, по проводимым научным исследованиям, это вполне реально. Я уверен — современные технологии позволяют очень многое.
— В Краевом фонде науки ваше арктическое исследование отметили как инновационное. Почему? Что в нём такого прорывного?
— Автономная система, которую мы собираемся создать, предполагает высокие показатели точности, в каких-то ситуациях не уступающие ГЛОНАСС. Наша методика позволит эффективно проводить замеры параметров также и в северных широтах. Нам с нашими обширными районами, покрытыми льдами, с нашим Северным морским путём, без автономной навигационной системы не обойтись.
ГЛОНАСС находится в привысотных широтах, и при определённых атмосферных условиях точечные характеристики этой системы могут ухудшиться. Необходимы сигналы сразу двух систем, которые можно сравнить. И исходя из этого выстроить оптимальный маршрут для идущих в Арктику морских судов. У нас сейчас за Полярным кругом добывают нефть, газ, эти ресурсы нужно безопасно транспортировать через Северный Ледовитый океан на Большую землю.
Кто хочет, тот добьётся
— Насколько известно, готовность вашего проекта на сегодня составляет не меньше тридцати процентов. То есть треть работы уже выполнена. А почему в принципе вы взялись за исследования, не имея уверенности, что на них дадут грант? Что вас подстёгивало?
— Любопытство. Именно оно и движет прогрессом. Если во что-то погрузиться с головой, проявлять заинтересованность, добиваться результатов, то спустя некоторое время и деньги найдутся.
Существенную помощь оказывает Краевой фонд науки. Специалисты, которые там работают, информируют нас о всевозможных конкурсах. А когда мы предоставляем заявку, привлекает экспертов, и те дают нашему труду оценку.
— Что вы думаете о научном потенциале Красноярского края? Если сравнивать его с тем, каким он был пятнадцать-двадцать лет назад, с ситуацией в других регионах?
— В критическом состоянии наука у нас никогда не находилась. Да, в определённые моменты финансирование уменьшалось. Некоторые учёные уезжали, некоторые уходили в бизнес, но не все. Лучшие начинания и наработки сохранились, и не только у нас. Я тесно взаимодействую с Санкт-Петербургом, другими городами России. Там тоже развитие радиотехники и других актуальных направлений не останавливалось.
ДОСЬЕ
САЛОМАТОВ Юрий Петрович
Кандидат технических наук, профессор
Год и место рождения: 1950, село Ирбей Красноярского края.
Образование: Красноярский политехнический институт (КПИ), радиотехника, 1973 год.
Сфера научных интересов: антенны и устройства СВЧ, радиофизика.
Педагогический стаж: 48 лет.