Новости

От керенки до евраза

От керенки до евраза

Помните, был некоторое время назад рекламный ролик одного из банков, где уборщица, ругаясь, выметала из офиса стодолларовые бумажки: “Намусорили тут”, — ворчала пожилая женщина, трогательно продвигая бурно растущий, по мнению заказчиков ролика, российский рубль.Сейчас ситуация на планетарных рынках такова, что через некоторое время единственным ликвидным активом этого видео-анекдота может стать метла уборщицы, а отнюдь не доллар и тем более наш “деревянный”. Во всяком случае, так или примерно так думает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

На днях Нурсултан Абишевич выступил с идеей ввести “внутри интеграционного объединения Евразийского экономического союза собственную безналичную валюту для расчетов, чей курс не зависел бы от колебания мировых валют”.

— Эта платежная единица могла бы называться “Евраз” или “Евразия”. Новая валютная система позволит вести стабильное, долгосрочное инфраструктурное инвестирование. Она должна обеспечить также устойчивые и ритмичные безналичные транзакции (банковские операции с одного счета на другой) между государственными субъектами, юридическими и физическими лицами “ЕврАзЭС”, — заключил президент Назарбаев. По данным экспертов “Городских новостей”, глава соседней республики на этом не остановился и, хорошенько выбранив доллар за его негативную роль в мировом кризисе, предложил заменить и его. Чем — пока неизвестно.

Но, несмотря на общую неразбериху в государственных элитах на некоторых континентах, спровоцированную все тем же кризисом, предложение Назарбаева вызвало практически единодушный отлуп.

Например, главный научный сотрудник Института проблем управления Российской академии наук Роберт Нижегородцев сразу заявил, что создание единой мировой валюты невозможно в ближайшие двадцать лет. “Сегодня она лишь послужила бы дополнительным фактором нестабильности для менее развитых стран”, — считает он.

— Создание единой валютной зоны для менее развитой страны означает, что более развитая страна — основной эмитент этой совместной валюты — будет размазывать по вашей территории свои макроэкономические риски. Десять раз надо подумать, прежде чем идти на создание какой-то единой валютной зоны. Это нереально в ближайшие лет двадцать, — цитируют выступление Нижегородцева на экономическом форуме в столице Казахстана информационные агентства.

В качестве примера он привел ситуацию в еврозоне: “Сейчас евро является инструментом ограбления менее развитых стран, входящих в Евросоюз, и это на себе испытали и Польша, и Венгрия”.

По мнению эксперта, вместо единой мировой валюты будет расширяться перечень резервных валют. “Казахстану есть смысл накапливать российские рубли и китайские юани, с которыми предприятия страны ведут оживленную торговлю, это просто облегчит им ситуацию с международными расчетами”, — посоветовал он.

А вот председатель постоянного комитета по экономике Законодательного собрания Красноярского края Михаил Васильев, к кому мы обратились за комментарием, был в своих оценках предложения Назарбаева более резок:

— Такие вещи административными указами не вводятся.

Силу, распространенность и золотой эквивалент той или иной валюты определяет только глобальный рынок. Разумеется, отказаться от хождения доллара можно. Например, мужу с женой и свекровью. Ввести в семье рублевый курс и поддерживать его грамотным исполнением бюджета. Но когда речь заходит о мировых идеях некоторых президентов, не знаешь, плакать тут или смеяться.

По словам депутата, в ближайшие пятнадцать лет ни о каких переменах в базовых именах планетарных валют просто быть не может: “Доллар ведь не потому доллар, что его все скупают или перепродают. Эта единица представляет собою экономику самой развитой и платежеспособной страны — на долю США приходится около 20 процентов мирового валового внутреннего продукта. Но, возможно, через десять с небольшим лет ее опередит Китай, и вот тогда можно будет говорить о смене резервной валюты на юань”.

В свою очередь, директор красноярской инвестиционной компании Андрей Панченко сказал корреспонденту “Городских новостей”, что рассматривает ввод новой расчетной единицы как теорию чистой воды: “Она может быть реальна, но шансы ее воплощения в жизнь — мизерны. Во-первых, неизвестно еще, с какой силой ударит кризис по голове, чтобы все бросить и заняться “подметанием долларов”. Во-вторых, некий единый платежный инструмент в мире есть и работает с 1969 года. Это специальные депозитарные расписки — SDR. Но работают они плохо и ни в какое сравнение с возможностями доллара или евро не идут. В завершение замечу, что какая бы новая денежная единица не была придумана, ее обязательно заблокируют эмитенты из развитых стран — США, Европы, Китая, Великобритании. Им невыгодно начинать с некоего нуля при том раскладе, что между ними уже есть долгосрочные финансовые обязательства, неизбежно выгодные одной, двум и больше сторонам, — это окончательно покажет кризис. Зачем сильной экономике новая валюта? Создавать новые игры на биржах и надувать мыльные пузыри, тем самым провоцируя мир на новый виток кризиса?”

Возможно, считает наш эксперт, некая единица финансовых расчетов может быть создана при ООН, и то для того, чтобы каким-то образом конвертировать долги отсталых стран — как уже говорилось выше, “ограбленных” лидерами рынков. Но это уже гипотеза с неясной перспективой.

Немного пояснений относительно SDR. Действительно, ряд экономистов, недовольных зависимостью от доллара, обсуждает вариант перехода на депозитарные расписки, тем более что их курс ежедневно определяется Международным валютным фондом (МВФ). Проще говоря, это некие кредитные бумаги, которые можно поделить по долговой пропорции среди стран, — осталось лишь, как утверждает издание “Бизнес энд Файненшл Маркетс”, определить квоты дележки и выдачи. За это должны проголосовать 85 процентов работников МВФ.

Но в том-то и дело, что Международный валютный фонд является если не единоутробным детищем США, то, по меньшей мере, зависит от сильнейшей экономики мира полностью. Как, кстати, и ООН. Трудно сомневаться в том, что загадочные расписки, о которых обыватель ничего не знал 40 лет, вдруг будут приняты прогрессивным мировым сообществом, да еще на условиях, выгодных Штатам.

Накануне саммита министров финансов в Лондоне уже звучит такой антикризисный постулат: необходимо сосредоточиться не на реформировании институтов (читай — придумывать новые деньги), а бороться с государственным протекционизмом и избавляться от проблемных активов.

Заместитель министра иностранных дел Великобритании, специальный представитель премьер-министра Гордона Брауна по саммиту “группы двадцати” лорд Маллок-Браун, например, саму возможность решения вопроса о введении новой мировой резервной валюты на предстоящем саммите категорически опроверг.

Тем не менее ростки нового антидолларового движения уже лезут из социалистических щелей далекой Латинской Америки. На днях южноамериканские государства договорились о создании единой валютной зоны, чтобы справиться с последствиями мирового финансово-экономического кризиса и ослабить зависимость своих экономик от доллара, передает агентство France Presse.

Такое решение было принято на встрече глав Венесуэлы, Боливии, Никарагуа, Гондураса, Доминики и Эквадора, президент которого присутствовал на совещании в качестве наблюдателя. Именно Рафаэль Корреа, бывший экономист, предложил создать новый банк, общую для стран Латинской Америки систему резервов и региональную денежную систему, начало которой положит электронная валюта.

“Мы не намерены сложа руки ждать, пока Международный валютный фонд и Всемирный банк будут решать наши проблемы”, — подчеркнул президент Венесуэлы Уго Чавес. Он предложил назвать новую валюту “сукре”.

Уголок истории

Наши граждане хорошо знают, что внешний вид и название денег в стране менялись достаточно часто. Например, когда распался СССР. Но были и времена покруче.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА