Новости

Копейки ломать

Копейки ломать

Копейки ломатьСначала руководство красноярской городской управляющей компании “Жилфонд” цитировало Жилищный кодекс, затем объявило о необходимости бороться с незаконным размещением рекламных щитов на фасадах и крышах зданий. Наконец в присутствии журналистов специалисты компании показательно демонтировали вывеску-указатель, сообщающую, что за углом дома по улице Северной, 9 находится аптека. Сейчас “Жилфонд” предлагает рекламодателям заключить с управляющей компанией договор аренды, несогласных пугает “зачистками”. Рекламное сообщество Красноярска в недоумении, а предприниматели готовятся доказывать разницу между рекламной конструкцией и вывеской в суде.

Представители “Жилфонда” преподносят происходящее как самую настоящую революцию на рынке наружной рекламы: теперь все доходы от расположенных на фасадах и крышах домов щитов будут направляться на нужды жителей. А бесхозные конструкции, смонтированные еще в советское время и давно никому не нужные, демонтируют. И это, пожалуй, единственный несомненный плюс в данной истории.

— Согласно результатам анализа, который проводила наша компания, в Красноярске около сотни таких вывесок, совсем даже не украшающих город и, главное, представляющих реальную опасность для людей, — рассказал начальник коммерческого отдела ООО ГУК “Жилфонд” Андрей Синицын. — На днях я лично побывал на крыше, с которой мы планируем убрать одну бесхозную конструкцию, и ужаснулся: она давным-давно проржавела, странно, что до сих пор не упала. А ведь это может произойти в любой момент.

Конечно, без многочисленных несуществующих “универсамов”, “промтоварных” и “универмагов”, без пугающего “СКОРО смотрит на экран” город будет выглядеть иначе. Что-то уйдет важное, связывающее времена, напоминающее об истории. Однако лучше, чтобы куски этой истории не падали на головы красноярцам.

Что касается рекламных конструкций и вывесок современных, то здесь ситуация представляется не совсем однозначной. Фактически руководство “Жилфонда” право: согласно статье 36 Жилищного кодекса, собственникам жилья в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат помещения, которые не являются частью их квартиры, в том числе крыши и фасады. Следовательно, вопросы по их использованию должны решаться в установленном законодательством порядке, то есть только по согласованию с собственниками. Это касается сдачи в аренду, передачи внаем, а также размещения рекламы. В идеале процедура должна выглядеть следующим образом:

— Предприниматели обращаются в управляющую компанию или товарищество собственников жилья, в зависимости от формы управления конкретным, интересующим их домом, с предложением разместить на фасаде или крыше свою рекламную конструкцию, — объясняет Андрей Синицын. — Прежде чем заключить соответствующий договор, необходимо провести собрание собственников жилья. И если “за” проголосуют две трети собственников, рекламная конструкция может быть размещена. В противном случае она будет считаться незаконной.

Сейчас большинству предпринимателей Красноярска уже разосланы уведомления о том, что им необходимо согласовать рекламу с управляющими компаниями или ТСЖ. Однако далеко не все собираются это делать, поэтому “Жилфонд” в скором времени обещает начать масштабную антирекламную “зачистку” по всему городу: будут сняты все вывески, таблички с наименованиями фирм и офисов, баннеры, щиты. Пока, напомним, пострадала лишь вывеска аптеки с дома по улице Северной, 9.

По словам Андрея Синицына, стоимость размещения брандмауэров в “Жилфонде” будет втрое меньше, чем у рекламных фирм. Планово-экономический отдел компании рассчитал, что в зависимости от расположения дома она составит 150—200 рублей за один квадратный метр площади. И руководство “Жилфонда” заявляет, что вырученные средства пойдут на ремонт домов-рекламоносителей, а также прилегающей к ним территории. Впрочем есть и другие варианты. “Если дом отремонтирован, то эти же сто тысяч пойдут на то, чтобы жильцы не платили полгода квартплату. За счет рекламы”, — говорит генеральный директор ООО ГУК “Жилфонд” Сергей Цирюльников.

Однако все это — модель ситуации идеальной. Если ее усложнить, в смысле приблизить к реальности, сразу возникает вопрос: как же все-таки разделить понятия рекламной конструкции и самой обыкновенной вывески, допустим над магазином. Владелец которого, кстати, часть фасада здания в свое время всячески благоустроил, облагородил и вообще налоги платит.

— Вне зависимости от того, о чем мы говорим — о рекламной конструкции, информационной вывеске или картине Айвазовского, — их размещение на фасаде или крыше жилого дома требует обязательного согласования с собственниками, — говорит Андрей Синицын. — Потому как располагаются на их общем имуществе. И даже если владелец, не арендатор, помещения размещает вывеску над входом, ничего не меняется: общее имущество — оно одновременно принадлежит всем (и этому владельцу в частности), но никто не имеет права взять его в единоличное пользование. Значит, порядок остается тем же.

Красноярские юристы считают, что интерпретировать вывеску как рекламу и, следовательно, требовать за нее заплатить нельзя. Но четко разграничить понятия сложно. Возможно, это смогут сделать судьи — во всяком случае специалисты убеждены, что в скором времени на суды обрушится шквал исков от предпринимателей, которые не захотят “переоформлять” свою рекламу.

Еще один непростой вопрос — как проводить сход собственников каждый раз, когда очередному рекламодателю придет в голову мысль разместиться именно на их доме, если даже в каких-то критических ситуациях люди собираться не желают. По словам Андрея Синицына, можно поступить просто: встретиться один раз и проголосовать за передачу полномочий по размещению на фасаде и крыше дома рекламных конструкций управляющей компании или ТСЖ. И, судя по всему, так оно и будет происходить. Но как тогда сохранить прозрачность ситуации для людей — вообще неясно. Эксперты утверждают, что следить за расходом денежных средств, полученных за размещение рекламы, жильцы могут лишь в том случае, если в договоре между управляющей компанией или ТСЖ и собственником прописан такой пункт — о предоставлении отчетности. Если этого нет, рассчитывать можно только на честность председателя ТСЖ или директора управляющей компании.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА