Новости
Фронт двинулся?
Испуганный взгляд ребенка, резкий визг тормозов, искореженный велосипед, вылетающий из-под колес большегрузного автомобиля… Слава богу, это не документальная хроника, а всего лишь постановочный ролик, снятый по заказу краевой службы безопасности дорожного движения. Однако трагедия, промелькнувшая на экране, вовсе не выдуманная история. С начала текущего года на дорогах края погибло 419 человек, причем 17 из них — дети.
То, что происходит сегодня на наших автотрассах, губернатор края Александр Хлопонин называет боевыми действиями, сравнимыми по количеству жертв с настоящим локальным конфликтом.
— В 2008-м в ДТП мы потеряли больше красноярцев, чем американские войска в первый год войны в Ираке, — заявил руководитель краевой администрации на состоявшемся в конце минувшей недели Совете безопасности. — Закрывать глаза на происходящее больше нельзя, необходимо принимать серьезные решения данной проблемы.
Серьезные решения — это, по сути, настоящая реформа, которая будет проходить по четырем направлениям. Первое — новый подход к обучению водителей, которых с каждым месяцем становится все больше и больше. Дабы лучше понять, что делается в этой сфере, Александр Геннадиевич до начала заседания даже посетил типичный городской автодром на острове Татышев, где пообщался с курсантами автошколы и инспекторами ГИБДД, принимающими практический экзамен по вождению. Увиденным губернатор в общем и целом остался недоволен — по его словам, и уровень оснащения площадки, и сама система подготовки в краевом центре и других городах региона пока что не выдерживают критики. А посему дал поручение, во-первых, с особой тщательностью разобраться с автошколами на предмет их соответствия современным требованиям. А во-вторых, обязать строить качественные автодромы. Мол, плата за обучение плюс большое количество курсантов позволяют этим заведениям заработать не только на хлеб с маслом, но и на развитие. По мнению губернатора, стоит скинуться нескольким автошколам — и хватит денег на вполне современную площадку для оттачивания водительских навыков.
Второе важное направление работы — качество дорог в нашем регионе. И здесь Хлопонин задает самую высокую планку, требуя, чтобы все проекты строительства новых и реконструкции старых путей сообщения были выполнены по мировым стандартам. То есть имели качественное покрытие, разделительные полосы, были освещены или оборудованы светоотражающими бордюрами. Претензии губернатора в принципе вполне обоснованны, ведь по количеству машин на душу населения мы скоро не то что догоним, но и перегоним цивилизованные страны.
— Мы ожидаем, что к первому января 2009 года в крае будет зарегистрирован миллионный автомобиль, — отметил в своем выступлении начальник управления ГИБДД ГУВД по Красноярскому краю Михаил Черников. — Поэтому проблемы безопасности должны решаться не только силами одного ведомства, а комплексно.
Первое января наступит совсем скоро, а вот дороги строятся и реконструируются, скажем так, постепенно. Так что появление хайвеев на всей территории края — тема довольно отдаленного будущего. Но на Совете безопасности обсуждали и более близкие цели, в частности ремонт и даже своеобразное переоборудование всех наиболее аварийных участков трасс. То есть там, где надо, положат “лежачих полицейских”, установят дополнительные ограждения, подсветку, сделают подсыпку. В идеале все должно быть закончено до наступления гололеда, а как оно случится на самом деле, тут уж как получится. Во всяком случае, губернатор обещал изыскать дополнительные финансовые средства на данную работу.
Третьим моментом, который обеспечит безопасность на дорогах края, станет открытие дополнительных пунктов оказания медицинской помощи. Как свидетельствует грустная статистика, многих людей, погибших на дороге, на самом деле можно было бы спасти. Однако медики просто не успели.
Нужно сделать так, чтобы из любой точки автодороги в случае аварии человек мог вызвать помощь и врачи прибыли в течение 30 минут, довольно популярно пояснил суть своих требований по данному вопросу Александр Хлопонин. “Вы лично, Вадим Николаевич, должны регулярно выезжать в отдаленные районы края, вызывать помощь и засекать время”, — обратился губернатор к министру здравоохранения края Вадиму Янину.
К слову, в настоящий момент уже есть разработанная схема размещения новых медпунктов на самых аварийных трассах региона, которую и представили на Совбезе. Правда, в ней не учтены потребности в стационарных телефонах, да и срок прибытия “скорой” рассчитан на 40 минут. Так что Хлопонин просто не принял этот проект, посоветовав его детально доработать.
И еще один медицинский момент: теперь особое внимание будет уделено обучению сотрудников ГИБДД, МЧС, а также рядовых водителей навыкам оказания скорой помощи пострадавшим. Пока что, увы, особых познаний в этой сфере ни представители спецслужб, ни случайные свидетели аварий не демонстрируют. А ведь они могли бы помочь пострадавшим и даже спасти жизнь людям. Как краевые власти планируют ликвидировать этот пробел (особенно в случае с владельцами прав), пока неясно, но задача, что говорится, обозначена вполне конкретно.
Наконец, четвертое направление, на которое указал губернатор, критикуя ситуацию на дорогах, это профилактика правонарушений. На заседании Совета безопасности министерство образования края получило задание разработать систему мер по пропаганде безопасности дорожного движения как для школьников, так и для их родителей. Например, демонстрируя им видеоролики, рассказывающие о таких элементарных вещах, как осторожность и бдительность вблизи дороги.
В целях профилактики губернатор дал еще одно поручение. Теперь и прокуратура, и инспекция по безопасности движения должны четко отслеживать цепочку “преступление — наказание”. Проще говоря, сделать все, чтобы ни одно, даже самое мелкое правонарушение на дорогах не сошло с рук водителю. Дабы любой человек, севший за руль, независимо от статуса и доходов, чувствовал свою ответственность перед обществом.
Все эти четыре пункта, весьма живо представленные губернатором, вошли в новую программу обеспечения безопасности дорожного движения, которая станет прямым продолжением действующего сегодня в крае документа. Пока что на нее планируется выделить 132 миллиона (они должны быть освоены до 2011 года), однако в связи с новыми поручениями главы региональной администрации объемы финансирования могут и подрасти.
И еще один немаловажный момент: Александр Хлопонин особо отметил, что такие программы должны иметь все муниципальные образования края. В противном случае они могут даже не рассчитывать на какие-то преференции из бюджета. Красноярск, вероятнее всего, не попадет в число “штрафников”.
— Мы уже разработали проект программы, которая призвана обеспечить безопасность движения на дорогах краевого центра, и сегодня он проходит экспертизу в департаменте финансов, — рассказывает заместитель начальника городского департамента общественной безопасности Николай Сарапулов. — Она достаточно объемна и затратна, так как включает в себя и установку камер наблюдения на двух мостах, и обустройство дорожной инфраструктуры, и техническое обеспечение ГИБДД. Особый раздел отведен просветительской деятельности. Программа рассчитана на три года, и если она не вызовет принципиальных возражений, то начнет работать уже с января 2009-го. И мы уверены: тогда порядка на наших улицах станет больше, а необъявленная война, о которой говорит наш губернатор, будет не столь кровавой.