Проспект культуры
Абсурд, волосы и русский язык. В красноярском Центре культурных инициатив работает необычная выставка
Современное искусство зачастую принимает разные и непривычные для восприятия формы. Что-то заставляет рассмеяться, что-то — задуматься. Главное — не остаться равнодушным.
Одной из неоднозначных выставок стала экспозиция красноярского молодого художника Глеба Кольчурина, который мастерски играет словами и смыслами в своих работах. Её название — «53412 ВОЛОС».
— Выставка выполнена в жанре абсурда и посвящена нашему великому и могучему русскому языку, — рассказывает Глеб. — Экспозицию я бы назвал “застывшей поэзией”. В начале двадцатого века, на стыке эпох, люди начинали менять слова, возникали окказионализмы, которые становились неологизмами. Владыки пера собирали слова, как конструктор, пропагандировали в “Пощёчине общественному вкусу” словоновшество и всячески веселились.
Сейчас мы тоже перемещаемся между “вселенными” с небывалым развитием технологий и влиянием прогресса на общество. И в то же время важнейшим инструментом для того, чтобы воспринимать и общаться с миром, является наш язык. Мы не только говорим, но и думаем на родном языке. Это нечто большее, чем просто слова из букв, это и ещё и жесты, и символы, и знаки. И они дают нам столько смыслов, которые мы воспринимаем бессознательно.
Художник приводит в пример пешеходный переход:
«Мы видим белые полосы на сером асфальте и понимаем, что это не место, чтобы прилечь, не просто рисунок клавиш фортепиано. Мы точно знаем: если пойдём по этому участку дороги, нас не собьёт машина. Но в голове малыша, у которого ещё не сформировано конкретное представление о мире, эти белые полосы могут быть, например, ещё и дощечками раскачивающегося над “лавой” моста. Мышление ребёнка ещё не ограничено, этим и ценно детство. И выставку тоже можно назвать погружением в детство. Она позволяет познакомиться с головоломками, дающими простор для фантазии. И одновременно напоминает, что абсурд часто перекликался с детством, — стоит вспомнить Даниила Хармса или Льюиса Кэрролла».
Автор изложил своё видение великого русского языка не в живописи, а в информационных табличках из серии: “При пожаре звонить 01”. Только в его подаче это превращается в юмор и жонглирование привычными нам фразами, формами, значениями слов или разных выражений.
— Почему мы беспокоимся только о пожарах? Паника может возникнуть и по ряду других причин. Специально для этого случая придумана табличка “При переломе звонить 03”. Рядом с ней “При жажде попить”. Мало ли, человек может и в такой ситуации растеряться и забыть, что делать, — отмечает Глеб.
Молодой красноярец своим творчеством заставляет по-другому взглянуть на привычные вещи, на которые в повседневной жизни мы не обратим внимания — например, на входе в зал висит табличка “Принимающий зал”, а не выставочный.
— Мне это выражение кажется более гостеприимным, чем “Выставочный зал”, ведь из последнего вас как будто рано или поздно выставят. Мы же вас рады принять, — говорит автор. — Смотрите экспонаты, трогайте, нюхайте, вращайте — представьте себя ребёнком и делайте что хотите, мы будем рады вам сколько угодно. Но перед тем как вы войдёте и начнёте наполнять этот абсурд своими смыслами, я даю один ключик — ключ к названию выставки “53412 ВОЛОС”. Если в слове “волос” переставить буквы в порядке 5-3-4-1-2 — мы получим “слово”.
Увидеть работы молодого красноярского художника можно до 31 июля по адресу: ул. Ползунова, 13, Центр культурных инициатив. Телефон для связи +7(999)44-66-151.