Новости
Цех, да и только
Принятые властью меры против задержек заработной платы, как выяснилось сейчас, дают о себе знать только по отношению к красноярским предприятиям и организациям. Что касается работников бюджетной сферы, там проблема долгов, по словам главы краевого профсоюза медиков Елены Чугуевой, вообще не стоит несколько лет. Частные фирмы-резиденты (то есть те, кто зарегистрирован на территории региона) тоже начали бояться контролеров: количество уголовных дел против недобросовестных руководителей лесной, аграрной, транспортной отраслей растет, и коллективам стараются вернуть задолженность.
Но общую идиллию отношений справедливого хозяина и самоотверженного работника портят резонансные скандалы на больших заводах.
В третий раз за два года рабочие ООО “Крастяжмаш” (напомним, построенного еще в восьмидесятые для выпуска танков и экскаваторов) обещают выйти на пикет против собственников, управляющих активами из Москвы. Об этом нашей газете сообщила руководитель краевой организации профсоюза работников машиностроения Валентина Кривоносова. По данным регионального тред-юниона, сумма долга по зарплате за август и половину июля — 13 миллионов 200 тысяч рублей. Быть может, там еще не завершили монтаж очередного танка? Нет, из компетентных источников известно, что танки там делать отказались давно. Тогда экскаваторы? Как говорит Валентина Кривоносова, они “еще ни один экскаватор не продали”.
— Ничего подобного! — приводит официальный представитель завода слова технического директора Дмитрия Салова. — На текущий момент фактическая задолженность по заработной плате за июль и август 2008 года на “Крастяжмаше” составляет менее 9 миллионов рублей. Выплаты работникам ведутся по мере поступления средств от реализации продукции, наблюдается положительная динамика ликвидации задолженности.
Вот пресс-релиз с завода: “Сроки окончательного погашения задолженности непосредственно связаны с выполнением плана основным производством завода. Динамика роста количества заказов на заводе сохраняется, и вся задолженность будет выплачена в текущем режиме, без принятия каких-либо чрезвычайных мер.
Заводчанам уже частично выплачена заработная плата за август и сентябрь, так как, согласно решению руководства предприятия, с августа все сверхурочные работы сотрудникам оплачиваются еженедельно. Последняя выплата была произведена 30 сентября”. Салов добавил, что средняя заработная плата на “Крастяжмаше” превышает 20 тысяч рублей.
Что касается содержательной части действий предприятия — то есть “динамики роста заказов” — по информации краевого машиностроительного профсоюза, КЗТМ трудится сегодня скорее не как сборочный, а как ремонтный завод: занимаются механической обработкой, заключили договор с БелАЗом. Тяжелая рука производственной экспансии “Крастяжмаша” добралась и до Тувы, где специалисты предприятия по просьбе администрации угольного разреза “Каа-Хемский” приняли участие в капитальном ремонте экскаватора ЭШ 11/70. Как сообщил начальник отдела продаж “Крастяжмаша” Максим Рудых, администрация разреза обратилась на завод с просьбой осуществить присверловку венцовой шестерни в опорной базе экскаватора ЭШ… То есть — не красноярской машины.
“Присверловка венцовой шестерни к другим проектам” — не совсем то, что планировали сделать новые амбициозные менеджеры КЗТМ три года назад, когда рассчитывали, по их же словам на брифинге, “выпускать лучшую горную технику в мире”.
По их заверениям, поскольку “Крастяжмаш” в силу обстоятельств оказался одним из самых новых на планете, перспективы перед ним открылись необычайные. Менеджмент предприятия знал, что горный рынок инертен. Рудники, карьеры, разрезы — как правило, отдаленные от сильной инфраструктуры потребители. Сервисные службы в одном регионе, добывающие узлы — в другом. И там покупают уже привычную, возможно, даже морально устаревшую технику. Но если прийти к горняку с принципиально новым предложением, прорыв на рынок случится обязательно.
Как рассказал тогда генеральный директор Виктор Зайцев, одним из стратегических новшеств завода стала программа сервиса “Карьерный доктор”. Ее суть в том, что и после продажи машины “Крастяжмаш” остается с покупателем до конца срока действия агрегата. Каждые полгода в карьер с завода-производителя приезжает эксперт, который производит полную диагностику экскаватора, фиксируя все, что попадает в поле его внимания, и составляя рекомендации по оптимальному пользованию техникой. Подобной технологии не представил прежде ни один индустриальный менеджмент края.
Из стенограммы брифинга: “Крастяжмаш” уверенно вышел на мировой рынок горного оборудования. Кроме Узбекистана, завод работает с потребителями Казахстана, Армении, России и надеется, что к его продукции приценятся местные предприятия. Уже есть первые подвижки к тому, чтобы заключить договоры на модернизацию местной угольной техники силами Красноярского завода тяжелого машиностроения… В самом скором времени планируется продавать красноярские экскаваторы в Индию, Австралию, на Ближний Восток….”. Но с этим что-то не пошло. Нужно ли говорить о том, как мешают волнения рабочих растущей репутации горного гиганта на окраине Красноярска? Но, во всяком случае, некие стратегические подвижки там уже просматриваются. Например, краевые профсоюзы и руководство завода намерены обратиться к министру регионального правительства Денису Пашкову, по словам Валентины Кривоносовой, с вопросом о банкротстве предприятия. Некоторые признаки депрессии в цехах есть: на самом “Крастяжмаше” не работает телефонная связь, а сотовые менеджеров не отвечают.
К числу предпринимаемых мер в пресс-службе КЗТМ присовокупляют только что достигнутый договор о финансировании проекта на 700 миллионов рублей по выпуску экскаваторов — документ подписали сам завод и один из новых амбициозных банков Красноярска, открывший офис прямо на проспекте Мира.
По самым скромным подсчетам, при сегодняшней цене экскаватора ЭКГ-12,5
(9 900 000 рублей), семь — не семь, но несколько штук там соорудить можно и, как указывается в релизе банкиров и горняков, таким образом выйти на передовые рынки добычи подземных ископаемых. Особенно учитывая кризис экономики стран-производителей ведущих конкурентов — “Комацу” и “Катерпиллара”. Только непонятно — сколько денег переведут на заработную плату.