Новости
Почему буксуем?
Горожане выражают недовольство тем, как работает общественный транспорт в Красноярске. Пассажиры предъявляют претензии, что автобусы ходят редко, с большими промежутками, а вечером вообще в некоторые микрорайоны невозможно уехать. Чтобы предметно разобраться, в чем причина такой негативной оценки красноярцев, глава Красноярска Петр Пимашков пригласил вчера на встречу всех перевозчиков.
Общая оценка пассажиров: во всем виновата новая транспортная схема. Это из-за нее вовремя не ходят автобусы, из-за нее невозможно добраться из одного микрорайона в другой. У перевозчиков — позиция другая. На их взгляд, сложившаяся ситуация — результат целого комплекса накопившихся проблем.
— Мы исчерпали все возможности, — с трибуны признается Михаил Ильенков, директор “Автоколонны 1967”. — От нас уходят водители, потому что уровень зарплаты абсолютно не соответствует их труду. Когда-то в советские времена водители автобусов зарабатывали столько же, сколько машинисты электровозов. Сегодня машинисты получают 50 тысяч, а водители автобусов — только 13 тысяч рублей. Это даже намного ниже, чем средняя заработная плата по краю, которая составляет 18 тысяч. Кто у нас будет держаться?
Еще один вопрос на совещании озвучил заместитель директора муниципального автотранспортного предприятия © 7 Александр Оськин — по конечным остановочным пунктам. По идее они должны быть оборудованы хотя бы элементарными удобствами, чтобы после часа-полутора на линии водитель и кондуктор, пардон, нужду могли справить. Пока же вариантов у них только один — в ведерко. Пардон еще раз.
Петр Пимашков тут же обратился к начальнику департамента транспорта Ивану Девяткину: “Новая схема предполагала оборудование конечных пунктов. Где они?”
Как выяснилось, первые выделенные средства осваиваются. В этом году начнется строительство остановочных пунктов в Солнечном и Северном. На следующий год в бюджет внесен 131 млн рублей на эти цели. Всего в городе оборудуют 8 таких пунктов, но пока нет даты, когда же все они будут введены в эксплуатацию.
Частный предприниматель Галина Долгушина озвучивает другую проблему. Одним из условий успешного действия новой транспортной схемы должна была стать замена маленьких автобусов на большие. Тогда за каждый рейс могло бы уехать в 2—3 раза больше пассажиров. Но как раз этого-то и не произошло. Достаточного количества автобусов большого класса на городские линии с вводом новой транспортной схемы не вышло. Галина Долгушина объяснила, в чем причина, например, по их предприятию: “В прошлом году мы обновили подвижной состав автобусами НеФАЗ. Естественно, приобрели их на заемные средства. А сейчас банки подняли ставки по уже действующим кредитам. О дополнительных покупках речь вообще не идет — со старыми бы долгами рассчитаться”.
В результате даже имеющиеся в городе автобусы не всегда выходят на линию. Одни — из-за ненадлежащего технического состояния, другие — из-за отсутствия водителей. А раз подвижной состав используется лишь частично, отсюда и долгое ожидание на остановках.
Не оправдываются пока в полной мере и ожидания льготников, которые с введением новой схемы должны были получить возможность пользоваться правом бесплатного проезда не только в муниципальном, но и в коммерческом транспорте. Часть перевозчиков настаивает на принятии их условий по расчетам за перевозку льготников, другая часть попросту не получила специальные считывающие устройства для их установки в автобусах.
— Красноярску выдано 733 мемора, — сказал на совещании Марат Саитов, директор государственного предприятия “Красноярскавтотранс”, — это позволяет обеспечить считывающими устройствами для обслуживания льготников примерно 60 процентов маршрутов. Конечно, это недостаточно. Но и оборудованные устройствами автобусы выходят на линию не в полном объеме — кто-то встал на ремонт, где-то заболел, а то и уволился водитель. Проблема нам понятна. И при корректировке краевого бюджета, которая состоялась 2 октября, было принято решение направить дополнительные средства на закупку меморов. По расчетам, 5 ноября мы получим первую партию новых считывающих устройств. А до этого времени предлагаю оптимизировать выход на линию имеющихся в наличии меморов, перераспределив их между предприятиями.
Особо перевозчики сетовали и на общую ситуацию на дорогах. Городские трассы давно уже не справляются с потоком транспорта, а для автобусов стояние в пробках оборачивается отклонением от графика движения. По утрам случается, что все автобусы какого-то маршрута скапливаются в одной большой пробке, а значит, люди вынуждены их ждать не десять и уже даже не 20 минут, а иногда целый час.
— Мы вносили свои предложения по многоуровневой развязке на Предмостной площади, предлагали соединить центр и остров Татышев. Обсуждался, я знаю, вопрос о “проколе” через Трансиб в районе Семафорной — Гладкова, — говорит Виктор Сидоров, директор ООО “Автобаза “Турист” — это бы хоть как-то улучшило ситуацию.
Председатель краевой Ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев уверен, что начинать решать вопрос организации дорожного движения надо с основ, с определения, кто этим занимается. ГИБДД лишь контролирует процесс, а органа, который бы мог изменить ситуацию, пока в Красноярске нет.
— В Екатеринбурге, Новосибирске соответствующие департаменты в муниципалитете называются “департамент транспорта и организации дорожного движения”, и функционал их распространяется на эти две составляющие, — поясняет свою позицию Омышев.
Но самым главным перевозчики называют все-таки вопрос о цене.
— Пока мы не создадим условия для водителей, не будем платить им достойную заработную плату, никакое обновление подвижного состава не поможет, — уверен Михаил Ильенков, — а о достойной зарплате невозможно говорить при сегодняшнем тарифе.
Подводя итоги встречи, Петр Пимашков отметил:
— И год, и полгода назад я говорил, что внедрять новую маршрутную сеть нужно поэтапно. А ощущение такое, что рванули, как на стометровку. В итоге проект приостановили, чтобы еще раз оценить, взвесить и принять оптимальное решение. Я абсолютно согласен, что должна работать структура, отвечающая за организацию дорожного движения, и прошу до понедельника оперативно представить мне предложения по этому вопросу. Надо решать и вопрос по заработной плате водителей, чтобы она соответствовала сложности их работы. Что касается тарифа на перевозки, он должен быть экономически обоснован. В целом же необходимо, чтобы система общественного транспорта в городе обеспечивала качественное и безопасное обслуживание пассажиров. Тогда мы не получим той негативной оценки населения по работе общественного транспорта, которую мы имеем сегодня. И движение к улучшению ситуации должно быть многосторонним, с участием всех, кто имеет отношение к системе пассажирских перевозок.