Новости

Пролог на прибыль

Пролог на прибыль

Пролог на прибыльВ Красноярске решили смоделировать
перспективу малого и среднего предпринимательства. Позвали чиновников, принимающих решения, налоговиков, юристов, консультантов. Замысел понятен. Никогда еще со времен дефолта-1998 или “дела ЮКОСа” бизнес не оказывался в центре общественного внимания: от кредитных процентных ставок, от цен частников, от вывозимого из России или, наоборот, консолидируемого здесь капитала не зависела так жизнь среднестатистического россиянина.

Колебания индексов РТС и скачущая за сутки рыночная стоимость крупнейших компаний страны (один только “Норильский никель” ухитрился как-то потерять на торгах 17 процентов капитализации, или семь миллиардов долларов!) — сильные аргументы в пользу того, что красноярские коммерсанты под эгидой властей предержащих вознамерились понять, как индексы Доу-Джонса, Наздак, Никкей повлияют на разрешение построить автозаправку на Северном шоссе. Или, скажем, продуктовый ларек у школы.

В краевом министерстве экономики и регионального развития считают, что переговорные площадки между бизнесом, властью и контролирующими структурами — важный информационный инструмент социально-экономического взаимодействия. На недавно организованном форуме деловых услуг под патронажем власти и бизнеса собралось 54 надзорных и проверяющих института.

Ничего подобного в истории красноярской экономики еще не было. Представляется даже, что столь оригинальное решение могло убить сразу двух фигуральных зайцев. Во-первых, эксперты Роспотребнадзора или Фонда социального страхования, находясь не у себя в кабинете, а на выставочной площадке, доброжелательно и без протокола разъясняли коммерсанту, чем ему грозит та или иная инициатива, связанная с понятием социальной ответственности бизнеса.

Во-вторых, в будущем схема неформального общения предпринимателей и проверяющих вообще может развиться в ролевую игру в назидание коллегам. Например, недобросовестный бизнесмен открывает склад или салон, а в это время его поливают из шланга, символизируя водоохранную зону, — естественно, появляются контролеры, инспекторы, а в крайнем случае за ушко да на солнышко вытаскивают лицензиата. Ну-ка, кто, мол, позволил разрешить открыть тут предприятие? Уж не коррупцию ли развели? И так далее.

Но больше коммерсантам понравилась не возможность быть в перспективе облитыми негативным пиаром, а декларация экономического министерства о государственном приоритете малого и среднего бизнеса. И Медведев, и Путин считают малый и средний бизнес системной отраслью страны. Интересно, что задолго до этих заявлений президентов в регионе начала действовать программа поддержки малого предпринимательства. Сегодня в год на подобный проект из бюджета выделяется 136 миллионов рублей. Как хорошо известно многим, это льготные ставки по банковским кредитам на развитие бизнеса, строительство бизнес-инкубаторов, помощь в организации выставок и ярмарок.

Много это или мало — тема дискуссионная. Глава одного из федеральных союзов предпринимателей Александр Шохин, отвечая автору этих строк на вопрос о сумме, необходимой для государственного “плеча” малому бизнесу, заявил: “Конечно, несколько сотен миллионов рублей — мало”. Но вот губернатор края Александр Хлопонин, говоря на большом брифинге о двухстах миллионах рублей господдержки коммерсантам, свое отношение к теме разделил на две части.

— С одной стороны — разумеется, суммы помощи бизнесу несопоставимы с его оборотами, и такие деньги можно назвать незначительными. Но есть такой нюанс. Часто институт государственной поддержки представляется предпринимателям этакой халявой: взял кредит у банка, выпросил льготы у государства и потом думает, где взять еще один, чтобы расплатиться по первому. Вот это никакой не бизнес. Твердо обещаю, что конкурсная комиссия, рассматривающая заявки на проекты, будет в первую очередь обращать внимание на социальную, территориальную значимость производства, на условия, создаваемые бизнесменом в коллективе. Поэтому, с другой стороны, эти двести миллионов — для кого-то еще и много.

Нам, красноярцам, тоже что-то надо предпринимать в связи с этим мировым кризисом… Поэтому основные экономические ньюсмейкеры региона сегодня обозначают, по каким векторам должен двигаться теперь малый и средний коммерсант после кризисных трендов России и мира.

Министр краевого правительства Алексей Иванов, в частности, подчеркнул в эксклюзивном интервью нашей газете: “Сегодня главное новшество по поддержке малого и среднего бизнеса таково — мы должны двигаться в муниципальные образования. И в дальнейшем наша генеральная линия — поднимать малых коммерсантов сельских территорий”. Логика тут, очевидно, в том, что уход предпринимательства от спекулятивных операций в реальный сектор экономики поможет населению чувствовать себя увереннее. А особенно тем, кто кормится с огорода.

Одним из самых острых вопросов сегодняшней бизнес-ситуации является, разумеется, кредитная политика банков. Многие из них свернули ипотечные программы, увеличили процентные ставки не только предпринимателям, но и рядовым заемщикам. Что обо всем этом думает власть?

Михаил Васильев, депутат краевого парламента, полагает:

— Важно понять, как банкиры будут менять свою политику в отношении кредитования. Господдержка важна, но это малая толика, а помощь финансовых структур носит уже базовый характер. Они работают с огромным числом предпринимателей-заемщиков. Но в последние дни ситуация ухудшается. Мне кажется, что на рынке финансов она довольно плоха, хотя и не такая, как на Западе. Предпринимателю следует затянуть поясок потуже. Время вольготных кредитов прошло. Что, например, означает резкое падение биржевой стоимости крупной компании?

Олигарх А или олигарх Б станут беднее на несколько миллиардов долларов. Но мы с вами занимаемся реальной экономикой, и главное — чтобы этот олигарх металл плавил. Фондовый же рынок во многом виртуален, но на бюджет повлиять способен. Опасность в том, что может развиться резкое снижение спроса на сырье, производством которого Россия успешно занимается в последние годы. Это означает, что объемы реализации могут снизиться, цены на металлы — упасть, и от этого пострадает бюджет.

Но у нас хорошие производственные фонды. Наработанные технологии. Полагаем, что кризис продлится недолго и Россия пройдет его спокойно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА