Новости

Мы - не агломераты!

Мы - не агломераты!

Мы - не агломераты!Красноярскую агломерацию уже успели окрестить “новой средой обитания”. Идея проекта на первый взгляд проста и понятна. В мире, где правит глобалистика, все труднее существовать обособленно. Как ни удивительно, правило действует не только на уровне международных экономических и политических отношений — оно вполне справедливо и для отдельных территорий.

Заместитель главы Красноярска Анатолий Григоренко привел убедительный аргумент
в пользу комплексного подхода к развитию субъектов агломерации:

— В Красноярске бизнесу развиваться интереснее, поэтому мы получаем от предпринимателей сотни заявлений о предоставлении земельных участков для последующего инвестирования в складскую недвижимость, строительство магазинов и т. п. Мы делим жалкие сотки, а за городской чертой — гектары неиспользуемых территорий. Это не поля, пшеница там не колосится. Но это не наша земля, а районная. Однако с точки зрения краевой власти, губернатора все равно, кто подпишет необходимый документ — Емельяново или Красноярск. Главное — чтобы земли не пустовали, а использовались, чтобы бизнес имел возможность их получить.

Анатолий Григоренко приводит и другой пример. Сегодня краевой центр, муниципальные образования развиваются каждый по своему генплану. Между собой они никак не связаны. Учитывая, что границы между краевым центром и, например, пригородными районами в достаточной степени условны, нередко случается: там, где, с точки зрения архитекторов Красноярска, логично построить жилой район, возводятся объекты совершенно иного назначения. По мнению Анатолия Григоренко, агломерация, взяв на себя координирующую роль, способна разрешить такого рода противоречия.

Высказанную позицию поддерживает и главный архитектор города Вадим Пирогов. По его словам, темпы реализации генерального плана застройки Красноярска, принятого в 2001 году, оказались выше прогнозируемых. Возникла реальная проблема дефицита земельных площадей, пригодных для застройки.

— Но не только в этом дело. Красноярск объективно становится не только географическим центром России, — продолжает Вадим Пирогов. — Учитывая, что здесь формируются крупные логистические центры, связанные с реализацией мощных инвестпроектов, где переплетаются интересы государства и бизнеса, мы должны выглядеть достойно не только в масштабах региона и страны, но и в масштабах мира.

По мнению архитектора, экономический союз семи территорий края способствует достижению такой цели.

Генеральный директор государственного предприятия “Корпорация “Красноярск-2020” Борис Золотарев подчеркивает значение проекта в первую очередь для края в целом:

— Красноярская агломерация предполагает развитие транспортной, инженерной, социальной, культурно-развлекательной инфраструктуры, в том числе за счет привлечения средств из федерального, краевого, муниципальных бюджетов, частных инвестиций. Строительство новых дорог, транспортных развязок, культурно-развлекательных объектов, обновление инженерно-коммунальных сетей позволит поднять уровень жизни населения пригородов до уровня, сопоставимого с Красноярском. Повышение транспортной доступности будет способствовать более активному участию жителей городов и районов — субъектов агломерации — в экономической и социокультурной жизни краевого центра.

По словам Бориса Николаевича, в ходе реализации проекта муниципальные образования получат единую схему развития. Города и районы будут развиваться в рамках общей концепции с оптимальным использованием преимуществ каждой конкретной территории. Гендиректор корпорации подчеркивает: предполагается максимально использовать потенциал столицы края, за счет которого будут также развиваться прилегающие к Красноярску территории.

Что касается инвестиционных перспектив, за счет реализации крупных инвестпроектов вырастет потенциал каждого муниципального образования, увеличится объем налоговых поступлений. В числе таких проектов — Сибирский федеральный университет, портовая особая экономическая зона, международный авиатранспортный узел на базе аэропорта Емельяново и ряд других. В настоящее время общий суммарный потенциал агломерации предварительно оценивается более чем в 300 млрд рублей. После разработки комплексной инвестиционной программы суммы привлекаемых инвестиций могут увеличиться.

Словом, преимущества комплексного подхода сомнений не вызывают. Тем более что Красноярск и Россия в целом здесь не открывают Америки. Точнее, как раз ее и открывают, и не ее одну. В США около полутора сотен агломераций, где проживает около 70 процентов населения страны, в Великобритании восемь подобных образований.

Однако, что касается Красноярской агломерации, пока сами создатели “новой среды обитания” не могут сказать наверняка, насколько комфортной станет среда для обитателей. Сегодня проект представлен, по существу, лишь декларациями о намерениях. Только после того, как закончится конкурс инвестиционных проектов, объявленный правительством края, и будут отобраны лучшие, окончательно можно будет формировать комплексную инвестиционную программу. В ней должны быть прописаны не только собственно проекты, но и механизмы их реализации, включая источники финансирования. В государственном предприятии “Корпорация “Красноярск-2020” создана рабочая группа по оценке перспективных и приоритетных для развития агломерации проектов. В ее состав входят главные архитекторы городов и районов, представители краевой Службы по контролю за градостроительной деятельностью, проектных и градостроительных организаций. Практически еженедельно рабочая группа принимает и рассматривает инвестиционные заявки.

— В настоящее время на рассмотрение поступило более 20 разнообразных проектов — от строительства локальных объектов до крупных логистических центров, — рассказывает Борис Золотарев. — Есть проекты современной комплексной застройки, такие как “Надежда” на Кузнецовском плато в Березовском районе. Большая вероятность, что по мере дальнейшей работы количество инвестиционных проектов возрастет.

Не все эксперты видят в реализации проекта только радужные перспективы. Некоторые оценки звучат скорее как пожелания, в них улавливается знак вопроса: “В идеале должно быть вот так.… Но как будет на самом деле?” Сдержанность объясняется, в частности, негативным опытом Иркутской области. Там была предпринята попытка юридического объединения городов Иркутск, Ангарск, Шелехов и районов. По словам одного из идеологов иркутского проекта Андрея Козьмина, “этого нельзя было делать ни в коем случае”:

— Сразу возник вопрос о полномочиях муниципалитетов, разгорелся спор о приоритетах и властных функциях. Вопрос “кто главнее” заслонил саму суть проекта, перевел его с социально-экономического поля на политическое. И сегодня не совсем ясно, удастся ли сгладить все возникшие противоречия.

Как утверждают в “Корпорации “Красноярск-2020”, здесь уже на стадии разработки были учтены ошибки соседей.

— Вариант создания агломерации как единого муниципального образования с юридическим объединением территорий для нас неприемлем, — категорически заявляет Борис Золотарев. — Для нас это — в первую очередь экономический, инфраструктурный и социокультурный проект, при полном сохранении самостоятельности муниципальных образований, вошедших в ее состав на добровольных основах.

…В геологии и минералогии есть такой термин: агломерат. Означает “рыхлые скопления обломков горных пород и минералов”. В России нередко случается, когда желаемое (планы) сильно расходится с действительным (результат реализации). Не хочется впоследствии нам, красноярцам, чувствовать себя частью “рыхлого скопления обломков”. Хочется — частью единого целого, работающего на общий результат.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА