Красноярск исторический
Ностальгия: Как развлекались красноярцы в советское время
Для тогдашней молодёжи развлечений хватало.
Часто приходится слышать, что во времена СССР жизнь у людей была бедна не только в плане товаров, но и по части отдыха. Ни ночных клубов, ни интернета, ни пейнтбола, ни аэротруб... Можно поспорить. По крайней мере, для тогдашней молодёжи развлечений хватало.
Премьер не пропускали
На первом месте, конечно, стояло “важнейшее из искусств” — кино. Ребятишек приучали к нему с раннего детства. Телевизоры были далеко не в каждой семье (если говорить о 60-х и даже 70-х годах прошлого века), да и работали там всего два канала — центральный и местный. А кинотеатров в нашем городе хватало.
— Я очень хорошо помню, как меня в первый раз привели на фильм, — говорит сварщик Анатолий Болотов. — Было это в кинотеатре “Совкино”, который считался детским. И билет для малышни вроде меня стоил всего 10 копеек. На втором этаже располагался специальный маленький зал. Ну, сначала по традиции зашли в буфет: пирожное песочное, газировка. А потом — кино! Картина называлась “Акваланги на дне”. Я по малолетству мало что понимал, но всё равно действие завораживало. Шпионы какие-то, схватки... А главное — море, которого ты никогда ещё не видел. Потом-то, уже будучи школьниками, мы самостоятельно носились по киношкам. Любимыми были “Пилот” на Аэровокзальной, “Победа” в Зелёной Роще, а в центре — “Луч”, “Октябрь”, “Совкино”, в Железнодорожном — «Мир», опять же, маленькая “Сибирь” (сначала это был “Пионер”). И почему-то ДК автомобилистов в подворотне на проспекте Мира, который сразу найти оказывалось трудно. Радовались, когда перед сеансом показывали “Ералаш” или “Фитиль”, “Хронику Восточной Сибири” не особо жаловали. Когда повзрослели, покупали билеты на последние ряды — места для поцелуев, как тогда говорили. Ни одной премьеры не пропускали! И с удовольствием смотрели старые фильмы, которые шли “третьим экраном”.
Мороженое на борту
Летом все устремлялись в Центральный парк, и дети, и взрослые. Аттракционов было не особенно много по сравнению с нынешним временем, и все они помещались на одной улице. Там, где раньше стоял любимый всеми красноярцами самолёт с кафе “Карлсон”. Это было на самом деле очень приятное заведение: мороженое подавали в металлических креманках, какие-то удивительно вкусные печенюшки. И вообще сам факт присутствия на борту настоящего лайнера приносил много удовольствия — сидишь и смотришь в иллюминатор, как законный пассажир.
— Все отдыхающие молодого возраста любили карусель “Цепочка”. Это же было так здорово: догнать в воздухе понравившуюся девушку, раскрутить, оттолкнуть её кресло. А потом и познакомиться после приземления, — рассказывает водитель автобуса Михаил Дементьев. — Аттракцион “Сюрприз” считался экстремальным. А вот качели-лодочки, как помню, раскачивались сложновато. Зато в парке было целых два колеса обозрения, большое и маленькое. И детская железная дорога, не такая, как сейчас, а со скромными вагончиками и деревянным залом ожидания.
А ещё все обожали цирк. Стационарный в Красноярске построили только в 1971 году, и это было огромным событием для города.
— Мы очень ждали открытия. Сестра двоюродная жила как раз на “Красноярском рабочем” и на прогулках обязательно таскала меня в район стройки, — вспоминает ветеран радиотехнического завода Клавдия Мохова. — До этого мы ходили только в шапито. Шатёр устанавливали на Красной площади. Очень шаткое было строение: высокие лестницы, хлипкие ступеньки, вниз посмотреть страшно. А потом — свой цирк! Шикарный, новенький, просторный. Помню, очень потрясло меня выступление знаменитой дрессировщицы Ирины Бугримовой. Она на больших качелях пролетала над зрителями вместе со львом. Зрелище — дух захватывало.
Читать всегда и везде!
Настоящим очагом культуры в стране были библиотеки. Народ читал, что, конечно же, сказывалось на общем культурном уровне. Вообще, ликвидация безграмотности — великое и неоспоримое начинание советской власти, с этим трудно не согласиться. Библиотеки и сейчас в почёте, но СССР без них представить абсолютно невозможно.
— Я была уже старшеклассницей, в джинсах везде ходила, по моде. В польских, конечно, не в американских. Но мама мне всегда говорила: “Книжки идёшь менять? Платье надень! Так правильнее будет”, — делится педагог Валентина Александрова. — Такое было отношение, ведь книги — святое. И даже считались лучшим подарком по тем временам. За самыми популярными изданиями приходилось стоять в очереди. Нету на абонементе нужного томика? Сиди в читальном зале. И ведь сидели! Ну, в студенчестве, понятное дело, это — часть учёбы. А в школе библиотека действительно была особенным местом.
Самым массовым и доступным развлечением, разумеется, были танцы. Дети начинали встраиваться в эту “систему” в пионерских лагерях (держались друг от друга на соответствующем пионерском расстоянии). Потом — школьные вечера под радиолу, позже — под магнитофон или доморощенный вокально-инструментальный ансамбль.
Считается, что открытые “танцполы” пришли в города из деревенской культуры: перебираясь в город, сельские жители продолжали собираться своим кругом на общих праздниках.
Интересно, что вот такие стихийные танцевальные площадки узаконили только в 1930-е годы: обнесли заборами, обустроили сцены, назначили какую-то цену за вход. Впрочем, безденежные кавалеры перетаскивали девушек через ограждения.
— Всегда разинув рот слушал родителей, которые рассказывали, как они в молодости танцевали краковяк, падеспань, — говорит предприниматель Алексей Миронов. — Девушки танцевали друг с другом — последствие войны. Попробовали бы сейчас... В нашей юности танцы стали довольно примитивными (это моё личное мнение). Быстрый и медляк. А в самом начале 1980-х годов вообще зрелище было убогое: колышется джинсовая масса, а кто не танцует, те движутся по кругу. Хотя всё равно жизнь там кипела. Встречались, влюблялись, дружили, расставались, ревновали, дрались... Скучать не приходилось.
Строительство цирка в Красноярске курировал тогдашний председатель горисполкома Алексей Курешов. В своих воспоминаниях он писал: “Предварительно я просмотрел в нескольких городах подобные сооружения. В Иркутске, например, это типовое здание — шестигранник. В Новосибирске — не типовое, довольно сложное по замыслу архитектора сооружение, но неудобное для работы артистов, особенно акробатических жанров. Конструкция там получилась настолько жидкая, что во время работы воздушных гимнастов купол словно ходуном ходил.
Конкурс на лучший проект Красноярского цирка выиграл молодой архитектор Виталий Орехов. Для нашего цирка институт “Гражданпроект” совместно с Главкрасноярскстроем, которым руководил тогда В. П. Абовский, сделали такое мощное перекрытие купола, которое позволяло выдерживать любую нагрузку. Через три года после начала строительства цирк уже принимал первых зрителей. И публика, и артисты, работавшие на премьере, были в восхищении от здания”.