Новости

Злокачественная стройка

Злокачественная стройка

Злокачественная стройкаНовый лечебно-диагностический корпус на 450 койко-мест остро необходим краевому онкологическому диспансеру “еще вчера”. Но при самом лучшем раскладе к возведению объекта приступят в июне 2009 года.

Онкологи — особая категория врачей. Их смело можно назвать спецназом в белых халатах. Сражаясь с тяжкой бедой, они не только лечат своих пациентов, но помогают им изо всех сил держаться за жизнь. Медикам красноярского онкодиспансера сложно вдвойне — каждый день они борются со страшной болезнью в экстремально тесных условиях. В том, что существующих площадей диспансера недостаточно, единодушны все — доктора, больные и представители власти.

— Необходимость в расширении краевого онкоцентра назрела давно, — убежден Егор Корчагин, первый заместитель министра здравоохранения правительства Красноярского края, — и не терпит никаких отлагательств! Сегодня многие жители города, сел и деревень края нуждаются в срочном хирургическом вмешательстве, врачи трудятся в стесненных условиях, а из всех корпусов диспансера более-менее соответствует нормативам лишь один — радиологический.

— Именно по той причине, что почти все существующие помещения изначально не были приспособлены для онкоцентра, мы остро нуждаемся в новых площадях, — звучит в унисон мнение Виктора Лукьянова, главного врача краевого онкологического диспансера.— Дело в том, что здания нашего диспансера строились около сорока лет назад. Очевидный факт — все строения устарели морально и технически, их площадь не соответствует требуемому масштабу учреждения. Пятиэтажный главный корпус спроектирован как общежитие, а пищеблок, рассчитанный на 90 человек, кормит 400.

Притом что глава диспансера в полной мере сознает надобность в расширении пространства, Лукьянов уверен: излишний ажиотаж вокруг строительства вредит репутации клиники:

— То, что лечебно-диангостический корпус нужен и нам, и больным, ни у кого сомнений не вызывает. Об этом постоянно твердят чиновники и неустанно пишут СМИ. Очень жаль, что некоторые журналисты часто “жарят факты”, неверно расставляют акценты. Ответственно заявляю, что на территории края сегодня нет никакой эпидемии злокачественных опухолей, наши доктора проводят лечебные мероприятия грамотно и в полном объеме — если больному показана срочная операция, мы оперируем его, а не отправляем умирать домой. Динамика заболеваемости не так уж и велика — за последние пять лет количество заболевших злокачественными новообразованиями в крае выросло на 8 процентов, а ежегодный темп прироста числа заболеваний — 2,02 процента. В сравнении с общероссийской статистикой наш край находится на средних позициях. По некоторым параметрам, таким, как догодичная летальность (количество больных, умерших в течение года после установления диагноза), наш показатель — 27 процентов — ниже, чем общероссийские 40 процентов. Вылечиваемость также в пределах нормы — примерно треть пациентов центра, пройдя лечение, живет долго и счастливо.

Страдают от тесноты палат и неустроенности центра и онкобольные.

— Я была приятно поражена бережным отношением докторов к нам, пациентам, — вспоминает Светлана Ильинская, перенесшая операцию и три курса химиотерапии. — Узнав свой диагноз, впадаешь в шок. Врач, используя свои душевные силы, тут же вытягивает тебя из стресса, настраивает на позитив, мобилизует и вдохновляет на лечение. Все процедуры выполняются аккуратно, с больными обращаются корректно, хотя и строго. На фоне такого отношения условия, в которых работают медики и лежат больные, очень удручают. Особенно нетерпима обстановка в больнице на улице Московской. Приведу лишь один пример: пациент решил подышать свежим воздухом, вышел на балкончик — и чуть не провалился, так как подгнившие доски пола треснули. Корпуса на Смоленской в лучшем состоянии, но там также очень тесно, и доктора вынуждены искать возможность, чтоб выписать больного домой, как только позволит его состояние.

Напомним, что лечебно-диагностический корпус краевого онкоцентра собирались строить с 2004-го по 2010 год, но работы затормозились еще на стадии проектирования.

— С этим строительством связана особая тревога парламентариев, — комментирует Юрий Швыткин, депутат Законодательного собрания Красноярского края, — в мае на заседании сессии ЗС тема возведения корпуса диспансера обсуждалась бурно. Как сообщил тогда Николай Глушков, министр строительства и архитектуры правительства края, сроки затянулись по вине московской фирмы “Медиал”, выигравшей контракт на проектирование. По договору, изготовить проектно-сметную документацию москвичи должны были за три месяца, но не управились и за три года, уже первая экспертиза проекта показала, что столичная разработка вне всякой критики. К проекту было предъявлено 178 замечаний, он направлен на доработку, которая не закончена по сей день.

Доклад Николая Глушкова о состоянии строительства корпуса вызвал шквал вопросов депутатов. Избранники народа не могли взять в толк, почему с горе-проектировщиками, получившими 4 миллиона бюджетных денег, вовремя не расторгли контракт с предъявлением неустойки. Глава ведомства объяснил это тем, что край боялся остаться вообще без проекта, потеряв единственную компанию, взявшуюся за разработку “под ключ”.

— Такая провальная ситуация с проектировщиками вполне закономерна, — считает Егор Корчагин. — Мы столкнулись с тем, что в России и в крае сегодня практически нет организаций, способных адекватно и высокотехнологично спроектировать объект здравоохранения такого уровня с нуля, по причине распада за последние 20 лет существовавшей ранее системы проектирования медицинских учреждений.

Много разговоров ведется вокруг территории, предназначенной под строительство. С мая сего года депутаты тревожатся о том, что вследствие затянувшегося проектирования земли под корпус просто не хватит, так как часть предназначенной под строительство площадки власти города якобы отдали под точечную застройку.

— Эти опасения совершенно необоснованны, — заверяет Анатолий Григоренко, заместитель главы города, начальник департамента градостроительства администрации Красноярска. — Вызывает удивление недавняя информация, поступившая в СМИ от депутатов, что администрация Красноярска строит жилье на месте онкодиспансера. “Точечная застройка” на самом деле является возведением жилого микрорайона Иннокентьевский, причем строго соответствующая генплану. В марте министерство строительства и архитектуры администрации края обратилось к нам с просьбой о выделении 1,253 га для размещения следующей очереди онкодиспансера, в июле мы землю отдали. В августе ведомство попросило нас об увеличении участка до 1,8 га, эта заявка сегодня рассмотрена, но пока не подписана лишь потому, что край еще не ответил на вопросы о принадлежности строений, находящихся на требуемом участке. Как только это будет сделано, мы передадим землю. Замечу, что общая площадь территории, отданной городом под строительство лечебно-диагностического корпуса онкоцентра, составит четыре гектара.

Из краевой казны на получение документов на участок, изготовление проектно-сметной документации на строительство лечебно-диагностического корпуса онкоцентра и присоединение его к инженерным сетям направлено 80 миллионов рублей (25 миллионов — в 2007 году, 65 — в 2008-м). Из них на 13 октября сего года освоен только 41 млн рублей (24 млн в 2007 году, 17 млн — в 2008-м).

Фирма-проектировщик — ООО “Медиал” — сейчас дорабатывает проект с учетом замечаний. По данным министерства строительства и архитектуры, в июне 2009 года, после тендера и получения разрешений на строительство выигравший торги генподрядчик приступит к возведениию онкоцентра. Точку в деле предполагается поставить в ноябре 2011 года — такова обозначенная дата ввода объекта в эксплуатацию.

Но, как показала практика, графики — понятие растяжимое, и плановая точка может легко стать многоточием. Неизвестно, удастся ли власти края быстро снести ветхие дома на участке под онкоцентр и расселить людей, живущих в них. Кроме того, в бюджете края на 2009—11 годы предусмотрено лишь 150 миллионов рублей, а полный объем средств для финансирования строительства — более 2 млрд рублей.

Еще летом Николай Глушков заявлял, что источника финансирования всего объема строительства пока нет. Депутат Юрий Швыткин считает, что необходимые средства (1,91 млрд) будут взяты из бюджета края. Однако то, что деньги найдут — не факт. В кулуарах говорят, что финансовый кризис может вообще заморозить строительство социальных объектов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА