Новости
Сарайские кущи
На Эйфелевой башне, чьи конструкции держатся на специальных заклепках, ежегодно обновляют около трех процентов стальных элементов эквивалентными. Причем новые конструкции полностью копируют заменяемые по размерам, составу стали и прочим параметрам. В результате через 30 лет все элементы башни обновляются полностью, и при такой технологии она будет стоять вечно.
Ирония судьбы: Эйфель строил свою башню к Всемирной парижской выставке для завлечения туристов и знал, что по плану это временное сооружение должно быть снесено. Однако, к радости всего мира, этого не случилось, и каждый год более шести миллионов жителей планеты платят деньги, чтобы взлететь вверх на башню, которая долгое время считалась самой высокой в мире.
А примерно в это же время, в конце XIX века, в Красноярске по ходатайству Общества врачей Енисейской губернии начали строить первую аптеку. До этого его члены широко развернули работу по улучшению медицинской помощи приходящим больным, причем поначалу работали бесплатно. Врачи, получая лишь небольшое жалованье, сами придумывали, как им достать средства для содержания своих учреждений: привлекали жертвователей, устраивали концерты, гулянья, чаепития. Вырученные суммы поступали на счет учреждений общества. В 1895 году Общество врачей обратилось к городскому Общественному Управлению с ходатайством об отведении безвозмездно участка городской земли по Большой улице под постройку здания аптеки на 24 года без всякого платежа арендных денег, но с тем, что после окончания срока здание отойдет городу без вознаграждения. А в 1901 году специально для врачей был построен кирпичный двухэтажный дом. Случай уникальный — ранее под различные общественные нужды приспосабливались уже имеющиеся здания. Не менее удивительным стал и внешний вид аптеки: здесь были решены три фасада в отличие от принятой традиции оформлять только главный фасад.
С течением времени вид аптеки изменился. Деревянную ограду сменила кованая чугунная, здание побелили. В 1986 году в аптеке начались реставрационные работы, благодаря которым зданию вернули первоначальный вид. Теперь этот дом охраняется как памятник культуры “Аптека Общества врачей Енисейской губернии”. Учитывая это, на основе исторических изысканий при реставрации в действующей аптеке частично воссозданы интерьер и оборудование позапрошлого века. На ее территории запрещены любые строительные работы, не связанные с реконструкцией и сохранением памятника архитектуры.
Казалось бы, все хорошо, даже реставрация случается. Но исторических объектов в Красноярске остается все меньше. Что говорить об объектах культурного наследия ре-
гионального значения, если даже железнодорожный мост, разделивший с Эйфелевой башней награду за лучшее инженерное решение, уже снесен. А оставшиеся памятники застраиваются со всех сторон новыми зданиями. Приезжавший год назад в Красноярск главный архитектор Барселоны Хосе-Антони Асебилло Марин только подивился, как красивые старинные красноярские здания терпят нелепое соседство с новостройками-высотками. По его словам, все развитые города мира отличаются необычайно бережным отношением к своим “руинам”. В Барселоне, в частности, есть зоны законсервированной драгоценной древности — кварталы, куда туристы приезжают за “призраками” истории. Строительство в этих зонах запрещено, исключений нет.
У нас все не так. В 80-х годах прошлого века на дворовой территории аптеки © 1 построили гаражи. Помешать этому было практически невозможно, первые законы об охране памятников культурного наследия появились в конце 70-х, и работа по ним велась несколько хаотично. Сейчас здание и земля принадлежат ООО “Красноярское фармацевтическое объединение”. Причем земля перешла к собственнику с некоторыми ограничениями: он не мог делать пристройки к уже имеющимся гаражным боксам, а при любых строительных работах должен был сначала произвести археологические раскопки. Направив в службу по охране памятников культурного наследия гарантийное письмо о том, что в сентябре будет произведен капитальный ремонт гаражей, собственник просто их снес и в считанные дни построил два этажа нового здания. Причем, судя по всему, останавливаться на этом не намерен. Точные планы землевладельца узнать не удалось, так как от любых комментариев в ООО “Красноярское фармацевтическое объединение” отказываются. К ситуации подключился департамент градостроительства и служба по охране памятников культурного наследия.
— Департаментом градостроительства был выявлен факт самовольного строительства здания по проспекту Мира, 73—75, это нарушение статьи 51-й Градостроительного кодекса РФ и расценивается как самоуправство, — рассказала заместитель начальника управления архитектуры Инна Федотова. — 7 октября городская администрация направила обращение на имя прокурора Красноярска Владимира Часовитина. В обращении сказано, что ООО “Красноярское фармацевтическое объединение” без оформления разрешения осуществляет строительство объекта в Центральном районе по вышеуказанному адресу. Письмо содержит просьбу принять меры прокурорского воздействия в отношении нарушителя и информировать об этом департамент.
Старший помощник прокурора Красноярского края по связям со СМИ и общественностью Елена Пимоненко рассказала, что в данное время по факту обращения прокуратурами Красноярского края и Красноярска проводится проверка. Срок проверки — один месяц, но по различным основаниям он может быть продлен.
Кроме того, что строительство началось на территории памятника архитектуры без всяких разрешений и согласований, к новому объекту можно предъявить еще несколько претензий. Во-первых, любое здание, сданное в эксплуатацию, требует обустройства прилегающей территории, например внутридворовых проездов. На такой маленькой площадке, что сформировалась между аптекой и театром, невозможно соблюдать санитарные и противопожарные нормы, слишком плотно будут прилегать здания друг к другу. Во-вторых, никаких обсуждений проекта на градостроительном совете не было. А значит, и речи нет о том, что новое здание гармонично впишется в уже существующую среду. Пока оно выглядит просто как огромный сарай с окнами. В-третьих, в будущем строение помешает развитию театральной культуры Красноярска.
— В 2002 году у нас появился проект здания с малой сценой, так как сегодняшняя малая сцена — это помещение, приспособленное для постановок за неимением лучшего. Мы ставим современные экспериментальные спектакли малой формы, которые не совсем подходят для основной сцены, но собирают полный зал молодежи, — рассказал директор драматического театра имени Пушкина Петр Аникин. — Проект предполагал, что вход на новую малую сцену начинался бы из сквера, где стоит памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой. Горожане бы прогуливались вечером по центру города, заходили в любимый сквер, а потом и в театр. Мы в этом году собираемся объявить конкурс на доработку этого проекта. Но если появившееся здание будет достроено, — а мы даже не знаем, сколько там планируется этажей и какого оно будет размера, — то наши мечты о малой сцене будут похоронены. Возмутительно, что даже после телевизионных сюжетов строительство потихоньку продолжается — рабочих туда привозят в выходные дни.
Как ни печально, но эту стройку скандальной можно назвать с натяжкой — уж слишком привычна и отработана схема. Пока идут разговоры и обсуждения, рабочие знай себе строят, уверенные в том, что здание не снесут. Примеров масса: новостройки у Каратанова, 11, Ленина, 3, за Покровским собором. Год назад дети из детской музыкальной школы © 1 на К. Маркса, 73 (памятник культурного наследия — дом Зельмановича) выходили на акцию протеста против начавшегося строительства торгового центра впритык к зданию-памятнику. Полтора этажа за год стали полноценным архитектурным уродцем, готовым распахнуть двери для покупателей. А то, что новые здания портят вид памятников культурного наследия, так в этом только ценители разбираются да иностранцы. Застройщики пользуются тем, что в Красноярском крае нет закона, прописывающего нормы и правила застройки рядом с объектами культурного наследия. Но бесконтрольное строительство на Мира, 73—75 — повод призадуматься, как будет развиваться ситуация завтра, если сегодня застройщики даже не считают нужным оформлять разрешение на строительство в официальных органах власти.
Хочется верить, что принятие закона “Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения города Красноярска”, проект которого рассматривался экспертами министерства культуры края, не будет отложен в долгий ящик. Сейчас в проекте, например, указано, что рядом с одноэтажными домами-памятниками нельзя строить здания выше шести метров, рядом с двухэтажными — выше девяти метров. Предусматривается в нем и запрещение хозяйственной деятельности в охраняемых зонах — размещение рекламных конструкций, автостоянок, киосков, навесов, наземных гаражей и так далее. По словам руководителя службы по охране объектов культурного наследия Юрия Тихоновича, проблем с принятием закона об охранных зонах памятников не возникло ни в Канске, ни в Ачинске. В Красноярске дело теперь за депутатами Законодательного собрания. И хорошо, если закон примут раньше, чем в центре города появится еще один много-этажный сарай.