Новости
“Сегодня модно быть беременной”
Уровень младенческой и материнской смертности во всем мире относится к показателям качества жизни. Они характеризуют общее состояние и медицины, и здоровья общества в целом. В Красноярске за последние годы показатель младенческой смертности снижен более чем в три раза. В городе борются за жизнь каждого новорожденного. Рассказывает Виктор Шевченко, начальник главного управления здравоохранения администрации Красноярска.
— До недавнего времени борьба с младенческой и материнской смертностью была исключительно внутренним делом системы здравоохранения. Мы сами ставили цели, достигали их, сами себя хвалили и наказывали. Но в прошлом году Президент РФ подписал указ, согласно которому показатель материнской и младенческой смертности является одним из критериев оценки эффективности работы губернаторов и глав местного самоуправления. Кроме того, в государстве в последние годы проводится серьезная демографическая политика. Все это привело к тому, что работа в области охраны материнства и детства оценивается не только внутри отрасли, как раньше, но и на государственном уровне.
__
— Почему показатель младенческой и материнской смертности во всем мире считается показателем эффективной социальной политики власти?
__
— Дело вот в чем: чтобы этот показатель был низким, мало достичь высокого уровня оказания медицинской помощи. Женщина, которая собирается родить, должна быть уверена в своем стабильном будущем: что муж ее не бросит, что ее с работы не уволят, зарплату не снизят. А когда она уйдет в декретный отпуск, ей будет на что достойно жить, и, вернувшись на работу, она будет получать достойную зарплату. Если государство создает благоприятные социальные условия, женщина спокойно может планировать беременность. Если уверенности в завтрашнем дне нет, то, забеременев, она будет думать об аборте, иногда, к несчастью, криминальном. По-
следний является одной из причин материнской смертности.
Словом, социальные факторы, в числе которых — ответственное отношение человека к собственному здоровью, серьезно влияют на показатели младенческой и материнской смертности. К сожалению, пока не все они в нашей стране работают. И получается, что именно система здравоохранения может повлиять на эти показатели своим ресурсом. И влияет успешно. По данным медицинской статистики, в 1999 году в Красноярске умерло 150 новорожденных детей в возрасте до года, а в 2007-м — 77. При этом значительно увеличился показатель рождаемости: в 1998 году в нашем городе появилось на свет 6,7 тысячи детей, а в прошлом — 10,5 тысячи.
Показатели материнской и младенческой смертности невозможно снизить с помощью разовых мероприятий и вливаний. Результат можно получить только тогда, когда вся система здравоохранения последовательно выполняет установленные алгоритмы и стандарты. Чтобы дети не умирали, мало качественно проводить диагностику и принимать роды. Нужно, чтобы помощь была всеобъемлющей и доступной каждому, независимо от субъективных факторов — таких, например, как место жительства или наличие денег. В Красноярске годами создавалась система, которая была ориентирована на то, чтобы беременные женщины и новорожденные получали всю необходимую помощь. И сегодня, когда охрана материнства и детства реально стала частью государственной политики и на укрепление службы направлены значительные средства, оказалось, что в Красноярске есть куда вкладывать эти деньги: уже созданы учреждения и структуры, которые могут решать проблему. Полученные средства пошли на их развитие, что сказалось на качестве работы и на результатах.
Почему мы теряли детей? Во-первых, еще несколько лет назад из-за дефицита диагностического оборудования медики были лишены возможности выявлять врожденные, не совместимые с жизнью патологии плода во время беременности женщины. Чтобы решить эту проблему, в Красноярске созданы центры пренатальной диагностики. Во-вторых, в городе отсутствовала возможность оказать новорожденным с тяжелыми заболеваниями эффективную реанимационную помощь в первые дни жизни. Мы устранили и эту причину, открыв на базе городской детской больницы © 1 педиатрический реанимационно-консультативный центр для детей раннего возраста. Таким образом, количество случаев младенческой смертности начало снижаться.
Появились средства — по-явилась и возможность открывать новые учреждения. В 2007 году произошло знаковое событие, которое подтверждает масштаб вливаний. Мы открыли городской центр охраны материнства и детства. Это не просто учреждение, оснащенное по последнему слову техники. Это структура, благодаря работе которой стало возможным утверждать, что самые популярные и востребованные виды диагностики — ультразвуковая и лабораторная — стали доступны беременным женщинам и детям совершенно бесплатно вне зависимости от их социального статуса. Хотя до создания центра более половины исследований проводилось за деньги по одной простой причине: не было аппаратуры, специалистов.
В декабре 2007 года введен в эксплуатацию детский травм-пункт — тоже очень значимое событие. Причем он оснащен современной техникой, и специалисты могут оказать всю необходимую помощь маленьким пациентам со всего правобережья. В настоящее время завершается разработка проекта корпуса детской хирургии 20-й больницы, это проект, который потянет на миллиард рублей. Рассчитываем закончить проектирование к концу года и в начале 2009 года приступить к строительству нового корпуса. Это самый масштабный проект в муниципальном здравоохранении Красноярска за последние годы, площадь нового здания составит около семи тысяч квадратных метров — в несколько раз больше, чем сейчас. Ведется в городе строительство и ремонт детских поликлиник, женских консультаций. Все это говорит о масштабности подходов к решению проблем охраны материнства и детства.
Конечно, хорошо, что сейчас в здравоохранение идут колоссальные деньги, в том числе по нацпроекту “Здоровье”. Но все же деньги и техника, которую можно на них приобрести, — не главное.
__
— Это можно было наблюдать в других регионах, где оборудование в рамках нацпроекта поступило, а работать на нем оказалось некому — нет специалистов.
__
— Вот именно. У нас же деньги пришли на подготовленную почву. В службе охраны материнства и детства Красноярска трудятся высококлассные специалисты, которые наблюдают беременную женщину, принимают роды, выхаживают новорожденных. И мы каждый год осенью в торжественной обстановке вручаем лучшим специалистам службы нагрудные знаки, грамоты и благодарственные письма Министерства здравоохранения РФ, губернатора края и Законодательного собрания, главы города и городского Совета депутатов. Награждения проходят с 2003 года. Но установившаяся традиция, на мой взгляд, не должна быть данью моде. Награждать можно и нужно за конкретный результат. И достигнутые в службе охраны материнства и детства Красноярска показатели позволяют всему нашему краю в целом достойно выглядеть на российском уровне. Показатель младенческой смертности в Красноярске за последние 10 лет снижен почти в три раза — с 21,4 до 7,4 на тысячу родившихся живыми. Российский показатель — 9,4. Материнская смертность сократилась со 108,0 до 9,6 на сто тысяч родившихся живыми детей. Российский показатель составляет 26,0.
Результаты эти достигнуты конкретными специалистами и признаны властями всех уровней. Совсем не случайно в 2007 году пять красноярских врачей указами президента России удостоены почетного звания “Заслуженный врач Российской Федерации”.
__
— Какие сейчас ставятся в службе цели? Какую высоту надо взять?
__
— Задач много. Например, имеющаяся за рубежом техника позволяет выхаживать и 300-граммовых детей. А в нашей стране оценка жизнеспособности новорожденных детей проводится при массе тела от одного и более килограмма. Но недавно вышел приказ министра здравоохранения РФ, который предлагает комплекс мероприятий для выхаживания детей с меньшим весом. Конечно, для этого требуется соответствующее оборудование. И параллельно нужно выстраивать целую систему реабилитации, потому что таким детям все это жизненно необходимо. Работа потребует серьезных вложений — на порядок больше, чем мы тратим сегодня. Но нам по силе решать такую задачу, если поддерживать взятый темп.
__
— А что может стать помехой при решении этой и других проблем в службе охраны материнства и дет-ства?
__
— Беспокоит проблема оплаты труда медицинских работников. Она очень низкая и несовершенна по сути своей. Если новая система оплаты труда не переломит ситуацию, нам будет очень сложно двигаться дальше. Сколько угодно можно обращаться к высоким материям, но нужно понимать — люди в белых халатах хотят не просто кушать, но и достойно жить. И решение проблемы оплаты труда медицинских работников я бы поставил на первое место, если говорить о необходимом ресурсном обеспечении системы здравоохранения, чтобы она развивалась. Все, что касается применения новых препаратов, оборудования, технологий, ставлю на второе место.
Но хотелось бы подчеркнуть: нам никогда денег не хватит, мы никогда не получим желаемого результата, если не будем заниматься профилактикой. У нас в прошлом году родилось 10,5 тысячи детей. Значит, столько же женщин должно было встать на учет в женских консультациях при сроках до 10 недель беременности. А обратилось в женские консультации 59 процентов от этого количества. То есть 40 процентам женщин все равно, что будет с ними и их будущими детьми. Мало заботятся о своем здоровье и женщины, которые предпочитают средствам контрацепции прерывание беременности. И чтобы изменить ситуацию, нужна серьезная профилактическая работа. На мой взгляд, и в школах, и в училищах, и в вузах нужно корректировать или вводить дополнительно общеобразовательные дисциплины, в которых есть раздел о репродуктивном здоровье человека. Необходимо читать лекции — и уже есть уникальные разработки — о том, что такое адекватное отношение к беременности. Было кощунством говорить об этом, когда все услуги предоставлялись только за деньги или вовсе были недоступны. Сегодня нам есть что рассказать о том, какую помощь — качественную и бесплатную — можно получить в наших мед-учреждениях. И рассказывать об этом надо, потому что порой женщины не знают или не хотят знать, какие услуги им могут оказать в муниципальных медучреждениях. Они обращаются в частные клиники и платят десятки тысяч рублей за то, что им бесплатно гарантирует государство.
__
— Может, не доверяют государственной медицине?
__
— Остается жив стереотип о длинных очередях, отсутствии современной техники в государственных медучреждениях. Конечно, недостатки еще есть. Но, критикуя муниципальную систему здравоохранения, нужно отдать ей должное: она беспрецедентна по своему доступу. Не может себе богатая Америка позволить, чтобы, забеременев, женщина обратилась к врачу и получила тот пакет услуг и тот объем помощи, который гарантированно получает женщина в Красноярске. А нас критикуют, что далеко ехать до центра охраны материнства и детства. Просто еще остается несерьезное отношение к будущему потомству. Мы можем давку выдержать, в очереди готовы стоять, чтобы деньги снять с книжки в банке или купить билет на концерт приезжей знаменитости, а чтобы родить нормального ребенка, не готовы проехать несколько остановок. Но разве можно ставить на одну чашу весов поездку по Красноярску и перспективу родить здорового ребенка?
__
— Виктор Васильевич, говоря о проблеме охраны материнства и детства, наверное, было неправильно обойти стороной проблему демографии.
__
— Мы ожидаем, что в этом году в Красноярске произойдет знаковое событие: впервые за долгие годы рождаемость может превысить смертность. В прошлом году абсолютный показатель отрицательного прироста был минимальным. И если удастся удержать показатель смертности на прежнем уровне, то получим естественный прирост, поскольку увеличивается рождаемость. За девять месяцев 2008 года родилось на тысячу пятьсот детей больше, чем за аналогичный период прошлого. Таким образом мы впервые за продолжительный период времени разрубим пресловутый “русский крест”. Далеко не во всех территориях такая ситуация. Полученный результат — показатель того, что усилия властей всех уровней по стабилизации демографической ситуации дают ощутимый положительный эффект. Работают родовый сертификат, материнский капитал, меры по поддержке женщин, находящихся в декретном отпуске. Сегодня модно быть беременной. И это не может не радовать.